ГАТЧИНСКИЙ ДВОРЕЦ

2019

Праздничные мероприятия ко дню рождения императора Павла I

29 сентября в музее-заповеднике «Гатчина» в полдень начнутся праздничные мероприятия в честь дня рождения императора Павла I. В программе — историческая реконструкция развода караула на плацу перед Гатчинским дворцом, возложение цветов к памятнику Павлу I, экскурсионная программа «Поэма о Павле».

Гатчинский дворец – любимая резиденция Павла Петровича. В 1783 году великий князь получил дворец в подарок от матери императрицы Екатерины II. Именно при Павле дворец претерпел изменения: по моде того времени были заново отделаны парадные залы, в парке появились регулярные сады, павильоны, каменные ворота и мосты.

 

Сам владелец Гатчинского дворца Павел I – личность неоднозначная. Генерал Яков де Санглен, один из руководителей политического сыска при Александре I, писал: «Павел навсегда останется психологической задачей. С сердцем добрым, чувствительным, душою возвышенною, умом просвещенным, пламенной любовью к справедливости, духом рыцаря времен прошедших, он был предметом ужаса для подданных своих».

День рождения императора – 1 октября исполняется 265 лет со дня рождения Павла Петровича – повод лучше узнать вкусы и привычки монарха, разобраться в особенностях его политики и составить собственное впечатление об этом человеке.

29 сентября музей-заповедник «Гатчина» приглашает на праздничные мероприятия в честь дня рождения императора. На плацу перед Гатчинским дворцом можно увидеть историческую реконструкцию развода караула. Действо повторится четыре раза: в 12.00, 13.00, 14.00, 15.00. В 13.00 состоится церемония возложения цветов к памятнику Павлу I. В 14.30 в Гатчинском дворце пройдет тематическая экскурсия «Поэма о Павле». В фокус внимания попадет личность императора. Экскурсовод расскажет о благородном «рыцаре на троне», о мистических эпизодах в жизни Павла Петровича, о пресловутой военщине павловского царствования и кулинарных предпочтениях монарха. /По информации ГМЗ «Гатчина»/

 

Выставка одного экспоната «Трудами сравнивается с супругом». К 260-летию со дня рождения императрицы Марии Федоровны

7 августа в музее-заповеднике «Гатчина» в  выставочном зале Центрального корпуса открылась выставка одного экспоната «Трудами сравнивается с супругом». Событие приурочено к 260-летию со дня рождения императрицы Марии Федоровны. Вниманию публики представлена кукла-манекен «Большая Пандора» из исторической коллекции Гатчинского дворца в платье дамы Большого креста ордена Святой Великомученицы Екатерины. Название выставке дал девиз, начертанный на латыни на обратной стороне ордена.

Начиная с эпохи средневековья, модные тенденции в одежде распространялись по Европе с помощью кукол-манекенов. В XVII в. их стали называть «пандорами», в честь прекрасной, коварной и любопытной греческой богини, открывшей сундук с несчастьями, которые разлетелись по свету. Мифологический сюжет ассоциировался с капризной и переменчивой модой: куклы-манекены доставали модные новинки из сундуков и знакомили с ними весь мир. «Большая пандора» демонстрировала парадный костюм, «Малая пандора» — домашнее платье.

На кукле-манекене из коллекции Гатчинского дворца представлена модель платья дамы Большого креста ордена Святой Великомученицы Екатерины. В орденский праздник, отмечавшийся 24 ноября, дамы были обязаны надевать подобные платья. Император Павел I в Установлении о Российских императорских орденах от 5 апреля 1797 года строго регламентировал порядок ношения орденских костюмов.

По легенде, появление куклы-манекена «Большая Пандора» в коллекции Гатчинского дворца связано со знаменитым путешествием Павла Петровича и Марии Федоровны под псевдонимами графа и графини Северных. Автором модели платья вероятно была придворная модистка французской королевы Марии-Антуанетты – Роза Бертен.

В музейных коллекциях мира куклы-манекены представлены единичными экземплярами. Выставка одного экспоната «Трудами сравнивается с супругом» познакомит посетителей еще с одним из крайне редко экспонируемых шедевров гатчинского собрания, находящимся в основном в запасниках музея. Экспозиция затронет такие значимые страницы отечественной истории, как орденские праздники в контексте придворных традиций Российского императорского двора./Информация ГМЗ «Гатчина»/

Зал Памяти Великой Отечественной войны 1941-1945 годов открылся в Гатчинском двореце

7 мая 2019 года в музее-заповеднике «Гатчина» пройдут торжественные мероприятия, посвященные Дню Победы. В Чесменской галерее Гатчинского дворца открылся Зал Памяти Великой Отечественной войны 1941-1945 годов, в залах Арсенального каре – выставка «Возвращенные полотна». 
Чесменская галерея принадлежала к числу лучших произведений архитектора Винченцо Бренны, созданных для великого князя Павла Петровича. Разрушенная во время пожара 1944 года, галерея не реставрировалась. В 2018 году по заказу Комитета по государственному контролю, использованию и охране памятников истории и культуры Санкт-Петербурга выполнена консервация зала с элементами воссоздания его исторической отделки. Несколько деталей интерьера посетители увидят такими, какими их запечатлел Э. П. Гау на акварели 1870—х годов и фотографы на дореволюционных снимках: дверной портал, фрагмент стены с окном, бронзовыми бра, зеркалами и частью паркетного покрытия; балкон, на котором располагались музыканты во время торжественных мероприятий. В галерее сохранены следы военных разрушений: они служат живым напоминанием о страшной трагедии XX века. На экспозиции демонстрируется документальный фильм об освобождении Гатчины от немецких захватчиков в январе 1944 года, а также видеоинсталляция, созданная художником Александром Райхштейном — проекция на стену изображения одной из трех утраченных картин Якоба Филиппа Хаккерта, которые когда-то украшали Чесменскую галерею. 
В этот же день на первом этаже Арсенального каре откроется выставка «Возвращенные полотна». Посетители увидят 16 картин из исторического живописного собрания Гатчинского дворца. Коллекция создавалась всеми владельцами Гатчины и включала портреты членов семьи Романовых, государственных деятелей России и зарубежных стран, представителей правящих домов Европы. До начала войны произведения хранились в Китайской и Готической галереях Арсенального каре, а с 1945 года считались утраченными. Картины были обнаружены в ходе оперативно-розыскных действий и переданы в музей-заповедник «Гатчина» секретарем Совета Безопасности РФ Николаем Патрушевым 20 июня 2018 года. Особого упоминания заслуживают портреты императриц Елизаветы Петровны и Екатерины II, великих князей Павла Петровича и Николая Павловича, редкий портрет эрцгерцога Фердинанда кисти Мартина ван Мейтенса-младшего. За прошедший год научные сотрудники ГМЗ «Гатчина» провели реставрацию картин, изучили особенности их бытования, получили подробную информацию об изображенных лицах и авторах работ. В отдельных случаях при атрибуции произведений потребовалась помощь коллег из Государственного Русского Музея, которые просвечивали красочный слой картин для установления плохо различимых инвентарных номеров. На выставке посетители также увидят акварели Э.П. Гау и фотографии из коллекции музея с изображением интерьеров, в которых располагались портреты.
Праздничные мероприятия состоятся 7 мая в 14.00. Для публики Зал Памяти Великой Отечественной войны и выставка «Возвращенные полотна откроются 8 мая 2019 года./По материала ГМЗ «Гатчина»/

2018

В Арсенальном каре Гатчинского дворца открылась выставка «Русская охота в XVIII — XIX веках. Забава и промысел»

25 октября в Арсенальном каре Гатчинского дворца откроется выставка «Русская охота в XVIII — XIX веках. Забава и промысел». На экспозиции представлено более двухсот предметов из крупнейших музейных собраний Санкт-Петербурга и частныхколлекций: живопись, графика, скульптура, фотографии, охотничье оружие, костюмы, трофеи и музыкальные инструменты.

Две главных темы выставки — охота как излюбленная забава российских государей и знатных вельмож, и охота как промысел, способ существования простого человека.

В первых четырех залах посетители узнают о придворной охоте от времен Петра II до эпохи Николая II: о том, где и на какого зверя охотились, о видах оружия, о вкусах и предпочтениях участников охоты. Среди экспонатов особое место занимает портрет императрицы Елизаветы Петровны, который до 1941 года находился в галереях Арсенального каре Гатчинского дворца, а после Великой Отечественной войны считался утраченным. В июне 2018 года он вернулся в коллекцию музея и будет представлен публике впервые.

Также здесь можно увидеть картины В. А. Серова из собрания Русского музея: «Петр II и цесаревна Елизавета на псовой охоте» (1900) и «Петр II и выезд Екатерины II на соколиную охоту» (1902). Известно, что Елизавете Петровне больше всего нравилась псовая охота на зайцев. В отличие от своей царственной предшественницы, Екатерина II псовую охоту не любила, и отдавала предпочтение соколиной охоте, часто совмещая ее с загородной поездкой – Екатерина ехала в экипаже и наслаждалась зрелищем, которое ей обеспечивали следующие рядом сокольники (этот эпизод изобразил на своей картине В.А. Серов).

Отдельный зал посвящен первому владельцу Гатчинского дворца, графу Г. Г. Орлову. Он был страстным охотником и коллекционером оружия. Многие предметы из его собрания – произведения искусства лучших мастеров того времени. С помощью различных техник: гравировки, инкрустации, чеканки, золочения, воронения, резьбы по дереву, рогу и кости – они создавали на деталях оружия целые картины.  На выставке представлено более пятидесяти образцов охотничьего оружия из фондов ГМЗ «Гатчина».

Особого внимания заслуживает рассказ о Егерской слободе в Гатчине и о служителях придворной охоты – простых людях, без которых отдых российских императоров был бы невозможен. Будут показаны большая карта Егерской слободы, чертежи и изображения ее отдельных строений, предметы обмундирования и оружия служителей охоты, а также их фотографии из личных дел, ранее не публиковавшиеся (ГМЗ «Гатчина», РГИА).

Также на выставке можно узнать об охоте «среднего класса» — городских жителей России XIX в. Среди экспонатов можно выделить отличающееся особенно большим размером ружье, предназначенное для охоты на водоплавающих птиц. В зале, посвященном псовой охоте, демонстрируются охотничьи костюмы, используемые на охотах в России, музыкальные инструменты, а также большое количество кинжалов, применявшихся конными охотниками.

Промысловая охота для большого количества людей, особенно в Сибири, была основным источником существования. На выставке будет экспонироваться манекен в костюме промыслового охотника и необходимые предметы – лодка, лыжи, нарта (ручные сани для перевозки добычи), оружие, капканы и ловушки из коллекции Российского Этнографического музея.

Финальный раздел временной экспозиции посвящен итогам охоты. В нем показываются охотничьи трофеи, в том числе голова зубра, убитого Александром II в Беловежской пуще в 1860 г., а также экспонируются два тома вышедшего малым тиражом, подаренного великому князю Михаилу Александровичу, пробного издания книги Н.И. Кутепова, посвященной истории царской охоты, до сих пор остающейся основным источником информации по данной теме. /Информация ГМЗ «Гатчина»/

Выставка открыта с  26 октября 2018 — 3 марта 2019.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

В Гатчине открыты два новых экскурсионных маршрута, которые доступны как петербуржцами, так и жителям других регионов. В рамках  проекта «Выходные в Гатчине» однодневный маршрут«Императорская Гатчина» в форме театрализованной пешеходной экскурсии знакомит с городом Павла I, проходя с его участниками по исторической части города, с посещением музея города, единственного в России собора Святого Павла и знаменитого Гатчинского дворца. Авторские программы экскурсоводов, таких как Константин Сергеевич Иванов, открывают историю города императора Павла I, знакомя экскурсантов с  практически неизвестными историческими фактами из жизни императора и его семьи, с историей города времен Екатерины Великой и  с подвигом жителей во время Великой Отечественной войны./02.06.2018 Фото Калясиной Людмилы/

«Гатчинские гардемарины» советского времени

21 февраля в музее-заповеднике «Гатчина» состоится торжественное открытие новой постоянной экспозиции «Гатчинские гардемарины». Выставка посвящена истории послевоенного времени, когда в здании Гатчинского дворца располагались высшие военно-морские училища.

 История Гатчины, начиная с XVIII века, всегда была связана с военной историей страны. На протяжении двух столетий значительную часть ее населения составляли офицеры и рядовые располагавшихся в городе различных воинских подразделений – кавалерийских, артиллерийских, егерских, авиационных. В Гатчине, находившейся вдали от моря, были и моряки – в состав гатчинских войск великого князя Павла Петровича входила небольшая флотилия; была здесь морская команда и при императоре Александре III.

Примечательно, что моряки в Гатчине опять появились – уже в советское время. После Великой Отечественной войны флот как никогда нуждался в перевооружении и выходе в Мировой океан. Это ставило принципиально новые задачи перед гидрографией и требовало притока в армию и науку новых молодых кадров. В июне 1951 года, после визита в Гатчину заместителя министра морского ведомства и представителей ГИОП, было принято решение разместить в Гатчинском дворце морское училище.

До сих пор послевоенное использование дворца, до открытия музея в 1985 году, было мало изучено, а годы пребывания здесь военных училищ обрастали легендами. Сегодня появилась возможность коснуться этой малоизвестной до недавнего времени темы. 

На выставке воссозданы фрагменты интерьеров учебного класса и кубрика курсантов, а также представлены предметы эпохи, найденные во ВМУРЭ им. Попова: парты, табуреты, шкафы для оружия. Бывшие курсанты поделились с сотрудниками музея рисунками, книгами, фотографиями разных лет обучения и службы на флотах, предметами курсантского быта и учебы, воспоминаниями. 

Большой вклад в создание новой экспозиции сделали Вадим Владимирович Потяев (выпускник 1961 года) и Юрий Александрович Соколов (выпускник 1961 года).

Для посетителей выставка откроется 23 февраля. Посещение возможно по предварительной записи, для групп от 10 человек. Подробная информация: (81371) 9-34-92, 7-67-15.

 

 

2017

Летний сезон  2017 года музей-заповедник «Гатчина» встречает новыми отреставрированными объектами и новыми проектами праздников на открытом воздухе. Впервые за несколько десятилетий воссоздана историческая планировка пейзажного участка площадью 5,6 га в северной части Белого озера. На пресс-туре, который организовал ГМЗ «Гатчина», хранитель гатчинских парков А.Н. Мезенко , познакомил журналистов с отреставрированными объектами парка. Возвращен исторический облик Цветочной горке — ландшафтному объекту XVIII века, на трех уровнях которой тори раза за сезон будут меняться цветочные

композиции. Приведены в порядок Береговая и Темная аллеи. В оформлении собственного садика появились кадочные растения. В Карпин пруд выпущены 400 карпов. «В дальнейшем музей планирует возродить традицию кормления карпов по звуку колокольчика, как это было в дореволюционные времена, — рассказалпредставителям СМИ В.В. Панкратов. Карпы журналистам не показались, но тихими вечерами новые обитатели парка выпрыгивают из воды в погоне за насекомыми, что представляет фантастическое зрелище для посетителей. Средняя продолжительность жизни карпов 75 лет. 

Гатчинский парк продолжает традицию проведения фестивалей и праздников на открытом воздухе. «Ночь музыки в Гатчине»сезона 2017 года состоится 8 июня, «Ночь света в Гатчине» — 12августа. Впервые представлен совместный проект музея и Театра музыкальной комедии — фестиваль «Оперетта-парк» (17-19 июля).В Гатчинском парке 22-23 июля как и в год 250-летия Гатчинского дворца пройдут «Джазовые выходные» -концерты звезд петербургского джаза. /Фоторепортаж Калясиной Людмилы 15.06.2017/

Мраморная лестница Гатчинского дворца открылась после реставрации. Музей-заповедник «Гатчина» организовал пресс-тур, во время которого журналисты увидели отреставрированные фасады Арсенального каре и знаменитую Мраморную лестницу — первый интерьер, в который попадали посетители Гатчинского дворца во времена 

gatchina-dsc_1330Николая I при посещении Арсенального каре и Арсенального зала. Мраморная лестница, перестроенная в середине XIX века по проекту архитектора Р.И. Кузьмина, решенная в традициях Ренессанса, и сегодня является одним изgatchina-dsc_1414 наиболее торжественных парадных помещений не только Арсенального каре, но и всего комплекса дворца. Рассказывая представителям СМИ о ходе реставрационных работ директор ГМЗ «Гатчина», Василий Панкратов сказал, что реставрационные работы производились с 2013 года, а реставрация фасадов двора gatchina-posle-restavracii-dsc_1468gatchina-posle-restavracii-dsc_1324

gatchina-posle-restavracii-dsc_1329Арсенального каре велась с 2014 года. Впервые с 1941 года  пространства дворца предстанут в своем великолепии. /Фоторепортаж Елены Флеровой 27.12.2016/

Гатчинский парк был сформирован вокруг природной системы озер с многочисленными островками и протоками. Прогулка по парку императорской резиденции создает романтическое настроение.Picture1

А Гатчинский дворец является одной из самых больших загородных резиденций.

В любую погоду в Гатчинском парке можно встретить белок, которые не боятся прыгнуть на руку миролюбивого и щедрого посетителя, готового угостить их.

Наивысшего расцвета дворцово-парковый ансамбль достигает при Павле Первом. По его велению дворец перестраивается другим архитектором — Винченцо Бренной. Павел был блестяще образован, знал математику, инженерное дело, кораблестроение, историю, владел несколькими языками. Именно в его время появляются богатые парадные интерьеры и личные императорские покои, появляются новые художественные коллекции. Жена Павла — Мария Федоровна увлекалась ландшафтной архитектурой, устройство садов и уход за ними были ее страстью. Она была профессиональным ботаником, хорошо владела пятью языками, в том числе латынью.Picture2

Любители прогулок обязательно оценят примененный архитектором А. Ринальди для фасадов дворца пудостский известняк, который обладает свойством изменять свой цвет в зависимости от освещения: под лучами восходящего солнца он нежно розовый, днем кажется белым или желтоватым, а в закатных лучах — сиреневато-фиолетовый.

В середине XIX столетия внешний облик дворца вновь претерпел значительные изме-

нения. Оба дворцовых каре были перестроены, а симметричные пятигранные башни главного корпуса повышены на один этаж.

Гатчинский дворец вошел в историю архитектуры как яркий образец стиля раннего классицизма. Резиденция напоминает романтический средневековый замок, построенный с десятью башнями и 120-метровым подземным ходом из замка в грот «Эхо» на берегу Серебряного озера по проекту известного итальянского зодчего Антонио Ринальди.

В Гатчине стало традицией проводить интерактивные экскурсии для семей.  И побывать здесь зимой будет особенно интересно – дворец ждет новых посетителей!

Фото заметки. Гатчинский дворец и парк. Весна 2012 года.

Гатчина Дворцовая церковь Весна 2012 год ГАтчина Подземный ход фото Людмилв Калясиной Гатчинский парк Весна 2012 1 гатчина 4231 гатчина 3921 гатчина 260

Ваш отзыв