Петербургские парки открылись для посещения
Крест Гинденбурга и сабля музыкантов передвны ГМЗ «Царское Село
Царское Село. Рестоврация Зубовского корпуса
Государственный музей-заповедник «Царское Село» начинает реализацию проекта по воссозданию внутреннего убранства интерьеров Зубовского корпуса Екатерининского дворца. При поддержке ПАО «Газпром» в период с 2019 по 2023 год интерьеры восьми личных аппартаментов Екатерины II будут воссозданы по акварелям и фотографиям, выполненным в 1917 году. В музее планируют приступить к работам по восстановлению утраченной отделки пяти интерьеров: Синего, Зеркального и Серебряного кабинетов, Опочивальни и Купольного зала. Директор ГМЗ «Царское Село» Ольга Таратынова предполагает, что завершатся работы в декабре 2022 года. У ПАО «Газпром» есть опыт работы с ГМЗ «Царское Село». В марте 2019 года при поддержке фирмы были завершены работы в Церкви Воскресения Христова Екатерининского дворца ГМЗ «Царское Село». /Царское Село. 15.10.2019. Фоторепортаж Калясиной Людмилы 15.10.2019/
СЕКРЕТЫ ЗНАМЕНИТОГО «СУНДУЧКА» ИМПЕРАТРИЦЫ МАРИИ ФЕДОРОВНЫ
Музей-заповедник «Царское Село» приобрел пять живописных миниатюр конца XIX века из частной коллекции в Лондоне. «Они были частью ювелирных украшений императрицы Марии Федоровны, супруги Александра III и были свидетелями трагических событий, связанных с жизнью Марии Федоровны в 1916-1917 гг.», — рассказала Ольга Владиславовна Таратынова, директор ГМЗ «Царское Село», представляя новое приобретение музея журналистам Петербургских СМИ. Выполненные с большим мастерством, миниатюры были вывезены Марией Федоровной в 1916 году сначала в Киев, потом Крым, а затем в Англию среди драгоценностей знаменитого «сундучка», который она бережно хранила всю жизнь. На миниатюрах – портреты близких императрицы, в том числе ее сына Николая II (в детстве, юношестве и зрелом возрасте).Обретение стало возможным благодаря помощи фонда «Транссоюз» и личноАндрея Владимировича Гуца, исполнительного директораблаготворительного фонда. В «Вечернем зале» Екатерининского парка на пресс-показе представители СМИ смогли увидеть миниатюры с помощью системы увеличительных стекол. «Самая маленькая миниатюра имеет размер всего 8 х 6 мм., — отметила Лариса Валентиновна Бардовская, хранитель фонда живописи ГМЗ «Царское Село.» После окончания реставрации Александровского дворца миниатюры займут свое место в его экспозиции. /21.08.2019 Фото Калясиной Людмилы/
Лионский зал открыт
Лионский зал Екатерининского дворца открыт после реставрации. В ходе реставрации оссозданы потолочный плафон, мозаичные панели из лазурита, текстильное убранство. Шелковые «золотые» обои были изготовлены на той же французской мануфактуре в Лионе, которая в 19 веке выполняла заказ русского Императорского двора. Они стали точной копией оригинальной ткани, образец которой сохранился на производстве.
Долгие годы Лионский зал ждал реставрации сильно пострадав в годы Великой отечественной войны. Только к 2005 году музей-заповедник «Царское село» восстановил объемно-пространственные работы, а к 2018 году начался новый этап работ. Для реставрации зала по сохранившимся историческим образцам во Франции было изготовлено 320 метров шелка. Лазуритовые элементы отделки создала Царскосельская янтарная мастерская. Год назад корпоративный фонд ENGIE и ПАО „Газпром“ приняли решение совместно поддержать проект реставрации Лионского зала, осуществляемого музеем „Царское село“.
В ходе реставрационных работ. которые закончены через год после подписания договора о сотрудничестве, были воссозданы потолочный плафон, мозаичные панели из лазурита, текстильное убранство. Шелковые «золотые» обои были изготовлены на той же французской мануфактуре в Лионе, которая в 19 веке выполняла заказ русского Императорского двора. Они стали точной копией оригинальной ткани, образец которой сохранился на производстве. Лионский зал вновь обрел прежнее великолепие./Фото Калясиной Людмилы 05.06.2019/
ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА
Вид на Екатерининский дворец – через Золотые ворота – снова вдохновляет посетителей музея-заповедника «Царское Село». Реставрация Золотых ворот, длившаяся восемь месяцев, завершена. Они выполнены в середине XVIII века по проекту Саввы Чевакинского и Франческо Растрелли. Последний раз центральные ворота реставрировали более полувека назад.
Три с половиной тысячи декоративных деталей и более 12 тысяч заклёпок – с таким объемом работ имели дело реставраторы.
Самый ответственный этап – покрытие деталей тончайшими листами сусального золота, которое ппредставляет собой листы настоящего золота толщиной 0,1 микрона, уложенного в специальные книжки. Всего использовали больше трехсот книжек для золочения, в каждой – по 60 листов.
– Эти ворота – один из символов нашего музея – пострадали не только от времени, но и от «чрезмерного внимания» некоторых посетителей, которые пытались отламывать от них позолоченные фрагменты решетки. Мы верим, что не только бдительность сотрудников нашей службы безопасности, но и сознательность посетителей позволят сохранить воссозданное великолепие, – говорит директор ГМЗ «Царское Село» Ольга Таратынова. /По материалам Отдела по связям с общественностью ГМЗ «Царское Село» 17.04.2019/
КЛАД НАРЫШКИНЫХ ПЕРЕХАЛ В ЦАРСКОЕ СЕЛО
Более двух тысяч предметов, обнаруженных в марте 2012 года в тайной комнате петербургского особняка Трубецких-Нарышкиных, при содействии Министерства культуры РФ переданы на хранение в музей-заповедник «Царское Село». Раритетная коллекция вещей конца XVIII – начала XX века пополнила музейный фонд предметов с содержанием драгоценных металлов и драгоценных камней.
Управление по эксплуатации зданий в Северо-Западном федеральном округе Управделами Президента Российской Федерации передало музею «клад Нарышкиных» в 2018 году. Хранители музейных коллекций сразу начали кропотливую и ответственную работу по описанию предметов. При участии сотрудников Северо-Западной государственной инспекции пробирного надзора все предметы были взвешены, составлены акты с указанием содержания драгоценных металлов и драгоценных камней.
В 2012 году при реконструкции особняка Трубецких-Нарышкиных (ул. Чайковского, 29) рабочие нашли клад. Некоторые из вещей были завернуты в газеты «Русская воля», датированные июлем – сентябрем 1917-го. Все вещи прекрасно сохранились, среди них большую часть составляют предметы из драгметаллов.
Во время составления описи установили предполагаемого последнего владельца: им, судя по всему, был поручик Лейб-гвардии Гусарского полка Сергей Сергеевич Сомов – участник Первой мировой и Гражданской войн. Он был женат на Наталье Васильевне Нарышкиной – дочери владельца особняка на улице Чайковского, чиновника Министерства иностранных дел Василия Львовича Нарышкина.
Имя Сергея Сомова указано в документах, найденных в одной из шкатулок в замурованной комнате: увольнительный билет воспитанника Императорского училища С. Сомова от 28 мая 1908 года; два свидетельства, разрешающих ношение оружия (револьвера, охотничьего ружья); свидетельство с указанием заслуг Сомова по отличному выполнению всеобщей мобилизации (с вручением медали для ношения на груди на ленте Ордена белого орла). В числе наград – орден Св. Владимира 4-й степени с мечами и бантом – скорее всего, он тоже принадлежал Сергею Сомову.
Среди изделий фамильного серебра – дорожная мыльница с монограммой «СС» и дорожный несессер французской фирмы с марьяжными гербами Сомовых и Нарышкиных: по-видимому, это был свадебный подарок.
Вероятно, Сомов стал хранителем ценностей после того, как Нарышкины уехали из Петрограда, и принимал непосредственное участие в сокрытии клада. Позже Сергей Сомов тоже эмигрировал во Францию. Умер в 1976 году в Париже, а через два года умерла его жена. Наследников у них не осталось.
«Клад Нарышкиных» можно считать самым крупным в отечественной истории (почти все вещи российских дворянских родов после революции были или вывезены за границу, или экспроприированы, переданы в музеи или распроданы по отдельности). Этот клад во многом уникален: он включает более двух тысяч предметов из серебра XIX – начала XX века (несколько предметов имеют ювелирные клейма, относящиеся к концу XVIII века). Предметы выполнены лучшими ювелирами известнейших российских (Игнатия Сазикова, Павла Овчинникова, Ивана Хлебникова, братьев Грачевых, Карла Фаберже, Kейбеля, Варыпаева) и европейских (Falize, Aucoc Aine, Touron, Queille, Parisot, Harleux) фирм. На предметах значатся именники европейских мастеров, таких как: Jacquart, Corne Guillaume, Cardeilhac, Dehanne.
Коллекция цельная, принадлежала одной семье. На большинстве предметов – княжеский герб семьи Нарышкиных, на некоторых – герб Сомовых. В комплект входят образцы посуды, столового серебра от ситечек до серебряных пятикилограммовых самоваров, бульотки, предметы быта – от крошечных булавок, расчесок, ювелирных украшений, часов, туалетных приборов до канделябров весом почти в 20 килограммов.
В кладе были обнаружены также памятные знаки, ордена, медали – отечественные и иностранные. Среди наград – несколько боевых орденов Российской империи: орден Св. Анны, орден Св. Станислава и орден Св. Владимира с мечами. Кроме того, медали «В память 300-летия царствования дома Романовых» и «В память 100-летия Отечественной войны 1812 года», которые вручались военнослужащим, а также сербская медаль и черногорский орден. В этой коллекции имеются две георгиевские медали (номерные), которые давались нижним чинам.
В коллекции особо выделяется парадный столовый сервиз в русском стиле Игнатия Сазикова. Филигранность работы, количество и разнообразие предметов служат наглядным примером высочайшего мастерства ведущих русских ювелиров, многие их которых были поставщиками императорского Двора.
При изготовлении предметов в неорусском стиле мастера использовали пословицы, поговорки, шутливый тон которых передавал истинную народность. На большой чаше для вина выгравировано: «Загорелась душа до винного ковша», а на каждой чарке своя индивидуальная: «И курица тоже пьет», «Злое семя крапива, не сварить из него пива», «Пей за столом, а не пей за столбом», «Знать птицу по перьям, а молодца по речам», «Доброе братство лучше богатства», «Пей, да дело разумей».
Коллекция будет храниться в фондах музея. После завершения реставрации Александровского дворца эти предметы дополнят его экспозицию.
Фонд предметов с содержанием драгоценных металлов и драгоценных камней ГМЗ «Царское Село» включает около тысячи единиц хранения. Среди них – предметы с содержанием благородных металлов и драгоценных камней, а также предметы из недрагоценных металлов, входящие в комплект (крышки, подставки, наконечники и т.п.). Наиболее ценны предметы из исторической коллекции. Таких в фонде несколько сотен единиц. Остальные приобретались музеем на аукционах, у частных коллекционеров, в антикварных магазинах, или были подарены меценатами, частными коллекционерами, переданы государственными структурами.
При Трубецком архитектор Гаральд Боссе основательно переделал фасад особняка. Елизавета Эсперовна, супруга Петра Никитича, любила роскошную жизнь, в особняк часто съезжались многочисленные гости, устраивались блестящие балы, которые посещали государь и члены царской фамилии. Непомерные траты привели к тому, что Трубецкие были вынуждены сдавать дом в наём. Одно время здание занимало посольство Италии.
В 1874 году особняк был продан зятю, князю Павлу Павловичу Демидову, но уже через год Демидов перепродал дом, его владельцем становится камер-юнкер, чиновник Министерства иностранных дел Василий Львович Нарышкин. Василий Львович был женат на княжне Феодоре Орбелиани. По его заказу особняк перестроил архитектор Роберт Гёдике.
После революционных событий 1917 года Нарышкины навсегда покинули родину. Большинство ценностей из особняка пополнили коллекции Эрмитажа и Русского музея.
Царское Село на старинных открытках
Петербургский коллекционер Родион Павлюченков передал в дар ГМЗ «Царское Село» восемь открыток. Известные петербургские издательства выпустили их в 1900-1920-х годах. На них изображены Большой Царскосельский дворец, парк и парковые павильоны.
Коллекционер собирает книги на польском и латинском языках, фотопортреты и открытки с видами старой Варшавы, Гродно, Львова. Открытки, ставшие теперь частью музейной коллекции, коллекционер приобрел в букинистических магазинах Санкт-Петербурга.
– Открытки, которые я подарил музею, связаны с воспоминаниями из детства. Мы часто ездили в Пушкин. В юности в гардеробе Екатерининского дворца мне даже подавали пальто как постоянному посетителю музея. Помню, как исследовал руины Арсенала и Шапели в Александровском парке, – рассказал Родион Павлюченков.
На одной из открыток удалось прочесть трогательную записку: «Папа, я примус принесла, и я тебе мясо оставила на столе. Если хочешь, свари суп». К сожалению, история этой надписи и ее автор неизвестны.
– Помимо очевидной культурной ценности, открытки ценны для нас и как иконографический материал. Особое внимание следует обратить на ту, которая выполнена в технике фототипии – «Царское Село. На озере в парке». Такие сейчас встречаются довольно редко. Кроме того, почтовая карточка «Внутренность киоска» представляет научный интерес для историков и исследователей Царского Села, – отметила хранитель фонда «Фотонегатека» ГМЗ «Царское Село» Виктория Плауде.
Открытки, которые пополнили музейную коллекцию, будут использоваться при подготовке временных выставок и создании экспозиций музея-заповедника. /По материалам http://tzar.ru/info/subscribe/ноябрь 2018/
Теплая осень 2018
Самый романтический павильон Александровского парка — Шапель открылся после реставрации
«Более семидесяти лет здание находилось в аварийном состоянии, — рассказала на открытии директор ГМЗ «Царское Село, Ольга Таратынова, — отметив, что это была первая реставрация павильона.» В день открытия гости, среди которых были директор ГМЗ «Петергоф» Елена Кальницкая, директор ГМЗ «Гатчина» Василий Панкратов и директор ГМЗ «Павловск» Вера Дементьева, посадили 30 кустов сирени французских сортов, в том числе «Мадам Лемуан», «Шарль Жоли» на Сиреневой аллее, которая проходит рядом с Шапелью – отКрестового канала до Розовой караулки. Гости поздравили музей-заповедник с главным реставрационным событием года 100-летия музея-заповедника «Царское Село», а его директора с Днем рождения, который совпал с днем возрождения павильона Шапель. Специалисты уверены, что аллея станет одним изсамых красивых прогулочных маршрутов Александровского парка. Посещение павильона свободное, он доступен каждый день с 9 до 19 часов.
Интерьер часовни украшает роспись, имитирующая «готические» окна и ткань со светло-голубым бордюром. Реставраторы провели консервацию сохранившихся фрагментов живописи, места полных утрат затонировали.
Потолок основного помещения капеллы имеет веерный свод, характерный для английских позднеготических построек.
Взамен статуи Спасителя, находящейся теперь в собрании Эрмитажа, в Шапели установлена скульптура великой княгини Александры Николаевны (Адини), дочери императора Николая I, работы Ивана Витали. Скульптура происходит из утраченной Малой Шапели, которая находилась на берегу Ламского пруда; последние десятилетия она хранилась в фондах музея.
Фонтан Собственного садика
Струи старинного фонтана после многолетнего молчания в полдень взлетели в голубое небо Царского Села. Церемонию открытия украсило выступление юных балерин Императорской школы русского балета под руководством Александры Антонелли. Мраморный фонтан — единственный на территории ГМЗ «Царское Село» 30 лет ждал этого дня, сказала перед запуском фонтана директор музея, Ольга Таратынова, отметив, что работа по восстановлению памятника была не простой: проведена гидроизоляция чаши и отреставрированы элементы фонтана, выполненные из каррарского мрамора. Сооруженный в 1866 году по проекту архитектора Александра Видова и скульптора Грациозо Ботта, он, представляя собой восьмиугольный бассейн с вазами-кашпо на углах и большой чашей в центре, будет теперь радовать всех посетителей ГМЗ «Царское Село». /Фото Калясиной Людмилы и Валерия Мухера 28.08.2018/
«Александр II в Царском Селе. “Наконец я дома…”»
В Зубовском флигеле Екатерининского дворца открылась выставка «Александр II в Царском Селе. “Наконец я дома…”». Музей-заповедник «Царское Село» посвятил ее 200-летию со дня рождения императора. На открытии присутствовал Павел
Эдуардович Куликовский, потомок Александра II.
Экспозиция разместилась на первом этаже Зубовского флигеля – там, где располагались апартаменты императора. К сожалению, убранство этих помещений – так же как и залы второго этажа, где проживала императрица Мария Александровна – было утрачено во время Великой Отечественной войны. Музей предпринял попытку «реконструировать» несколько интерьеров, вернув в них предметы обстановки, которые находились там исторически. Личные комнаты Александра IIзапечатлены на акварелях Луиджи Премацци, Эдуарда Гау, на иллюминированной фотографии Штейнмюллера, а также на фотографиях 1930-х годов. В состав личных комнат Александра II входили Передняя,
Камердинерская, Туалетная, Кабинет, Азиатская,Штандартная (или Знаменная), Арсенальная, Буфетная, Приемная. Один из самых интересных интерьеров – Азиатская (Турецкая) комната или «маленький Турецкий салон» – был создан под влиянием увлечения искусством Востока по проекту баварского художника Г. фон Мейера. Отделка зала привлекала богатым декором, яркостью и экзотичностью решения. Почти все его убранство составили дипломатические дары персидского и бухарского властителей, подношения придворных и вещи, привезенные Николаем I и Александром II из восточных походов. Предметы из коллекции царского оружия были развешены вдоль стен на ярких восточных коврах и собраны в симметричные композиции-трофеи. Интерьер напоминал восточную курительную комнату, исполненную в роскошном «мавританском» стиле.
АлександрII, старший сын императора Николая I и императрицы Александры Федоровны, родился 17 (29) апреля 1818 года. Александр IIвошел в историю как царь-реформатор.
Еще в детстве великий князь со своими родителями проводил в Царском Селе лето и осень, привязанность к которой Александр пронес через всю жизнь.
/01.08.2018 Фото Валерия Мухера /
Сон в летнюю ночь
В музее-заповеднике «Царское Село» в Зубовском флигеле Екатерининского дворца открылась выставка «Сон в летнюю ночь» — красивое послесловие к арт-проекту «Ассоциации», который прошел 23 июня этого года в десятый раз.
45 костюмов, редчайшие предметы декоративно-прикладного искусства (бронза, зеркала, живопись, мебель, скульптура, люстры), инсталляции, изображения путти и амуров, – всё это передает главную идею и атмосферу «Ассоциаций» – уникального проекта — праздника, проводить который задумала директор ГМЗ «Царское Село» Ольга Таратынова.
– Почему «сон», почему «летняя ночь»? Потому что этот праздник всегда проводится в прекрасную пору белых ночей, когда «на шелковые ресницы сны золотые» слетают с цветущих царскосельских лип и начинает казаться, что фрейлины и кавалеры в своих изысканных нарядах вновь прогуливаются в тенистых аллеях парка. Абсолютное ощущение дежавю, – говорит куратор выставки, старший научный сотрудник музея Лариса Бардовская.
Выставка стала результатом десятилетнего сотрудничества и сотворчества музея и петербургских модельеров – Леонида Алексеева, Елены Бадмаевой, Лилии Киселенко, Татьяны Котеговой, Стаса Лопаткина, Татьяны Парфеновой и ЯнисаЧамалиди, которые в разные годы принимали участие в царскосельском театрализованном дефиле.
Выставка соединяет прошлое и настоящее: подлинные музейные экспонаты и дизайнерские фантазии современных кутюрье. В разных уголках царскосельских парков модельеры представляли свои коллекции «Война и мир», «Барокко», «Игра в античность», «Англомания», «Китайский каприз», «Готика: новые смыслы». Режиссерами театрализованного дефиле выступали Василий Бархатов, Игорь Коняев и Виктор Крамер.
Участие в царскосельских дефиле повлияло на творчество каждого модельера. Парки, дворцы, их декор и образы прошлого воплотились в поисках особых художественных форм. В произведениях кутюрье живет гармония искусства старых мастеров и мотивы садовых цветов и растений, а декоративные детали – ключ к образу определенной эпохи.
У каждого дизайнера за эти годы сложился свой образный мир и появились любимые
мотивы. Самые запомнившиеся фантазии, воплощенные в шелке, шифоне, парче, стали экспонатами этой выставки. /Фото Людмилы Калясиной 03.07.2018/
АССОЦИАЦИИ в ЦАРСКОМ СЕЛЕ 2018
В музее-заповеднике «Царское Село» прошёл грандиозный праздник моды – проект «Ассоциации» в десятый раз украсил Екатерининский парк и стал главным модным событием петербургского лета. Четыре тысячи посетителей увидели театрализованное дефиле «Власть красоты. Императорская мода».Сказки Андерсена, фехтовальщики, диктатура моды на балконе Екатерининского дворца, барочный балет у Адмиралтейства и северные богини – такими были «Ассоциации-2018». «2018-й для нас – особенный, это год 100-летия создания музея. Как раз в июне 1918-го
прошли первые экскурсии по экспозиции Екатерининского дворца. В этом году мы решили поразмышлять вместе с дизайнерами о роли личности в истории – как влиял приход к власти того или иного императора на стиль, моду, повседневную жизнь. Рады, что у нас есть такая возможность –
сделать это с помощью «Ассоциаций», – говорит директор музея-заповедника «Царское Село» Ольга Таратынова.
В этом году арт-проект включен в программу мероприятий к 100-летию музейной жизни бывших пригородных императорских резиденций Санкт-Петербурга – музеев-заповедников «Гатчина», «Павловск», «Петергоф», «Царское Село».
Режиссером мероприятия выступил Виктор Крамер.
Татьяна Парфёнова подготовила три коллекции, посвященные двум ярким императрицам – Елизавете Петровне и Екатерине II, а также дочерям Николая II. Во Фрейлинском садике царил век Просвещения – там прогуливались модели в огромных шляпах и платьях, украшенных роскошной живописью по ткани. Образ Екатерины II примерила солистка группы angelic milk, другие участники выступали в роли ее фаворитов. На балконе Екатерининского дворца появлялась Елизавета Петровна в окружении фрейлин. А по Рамповой аллее курсировал ретроавтомобиль с моделями в образах времен Николая II.
Стас Лопаткин назвал свою коллекцию «Mаrfetka» и посвятил ее императрице Марии Федоровне, супруге Александра III. 40 костюмов украшены «сказочными» вышивками и принтами – таким образом модельер отсылает зрителя к сказкам Ганса Христиана Андерсена, с которым
Мария Фёдоровна была знакома. Русалки, вороны, снегири, аисты – вот неполный список персонажей, которых можно встретить в коллекции дизайнера. Модели выходили из павильона «Грот» на площадку перед Большим прудом, где в белоснежном кораблике покачивался на волнах оловянный солдатик.
Янис Чамалиди переосмыслил тему Николая I и создал современную монохромную коллекцию для северной богини – струящиеся платья, лёгкие брюки, объёмные пуховики и лаконичные кокошники. По словам дизайнера, он любит современную одежду, которая не мнется, ее легко можно положить в чемодан и отправиться в путешествие. «Я одеваю женщину взрослую, но внутри она очень молодая. Такой женщине нужны современные ткани, новые формы и технологии», – рассказывает модельер.
/По материалам сайта tzar.ru/
Каждый год, начиная с 2009-го, известные петербургские дизайнеры создают коллекции от кутюр на заданную музеем тему. Вдохновленные Царским Селом и его неповторимой атмосферой, они уже представляли в разных уголках Екатерининского парка коллекции «Война и мир», «Барокко», «Игра в античность», «Англомания», «Посольские дары: страны и стили», «Готика: новые смыслы». В 2015-м театрализованное дефиле, посвященное китайской теме, впервые прошло в Александровском парке. В 2016-м показы вернулись в Екатерининский парк.
Тема «Ассоциаций-2018» – «Власть красоты. Императорская мода». На этот раз модельеры попытаются осмыслить – как личность того или иного венценосного владельца царскосельской резиденции влияла на моду и стиль.
Участники «Ассоциаций-2018» – Татьяна Парфенова (она посвятит показы двум ярким императрицам – Елизавете Петровне и Екатерине II, а также дочерям Николая II); Леонид Алексеев (вдохновился личностью Александра I); Лилия Киселенко (коллекция в стиле Екатерины I), Стас Лопаткин (погрузит в эпоху Александра III и Марии Федоровны), Янис Чамалиди (выбрал период правления Николая I). Режиссер-постановщик – Виктор Крамер.
В 2018-м модельеры представят свои коллекции на следующих площадках Екатерининского парка: Татьяна Парфенова – Фрейлинский садик, площадка у фасада Екатерининского дворца, Рамповая аллея; Леонид Алексеев – центральная аллея Екатерининского парка; Лилия Киселенко – площадка у павильона «Адмиралтейство»; Стас Лопаткин – площадка у павильона «Грот»; Янис Чамалиди – парадная лестница Камероновой галереи.
Среди постановщиков – известные театральные режиссеры Василий Бархатов (2014) и Игорь Коняев (2015). В 2016-м режиссером вновь стал Виктор Крамер, который успешно работает с петербургскими дизайнерами в Царском Селе.
15 лет назад открылась воссозданная Янтарная комната
Ровно 15 лет назад – 31 мая 2003 года – открылась воссозданная Янтарная комната. Жемчужина царскосельской императорской резиденции распахнула двери для первых посетителей в дни празднования 300-летия Санкт-Петербурга. За эти годы «восьмое чудо света» увидели около 18 млн человек.
Восстановительные работы в Янтарной комнате длились более 20 лет. Завершить их к юбилею Санкт-Петербурга помогла финансовая помощь немецкой компании «Рургаз», которая в 1999 году выделила на эти цели 3,5 млн долларов. Работы вели специалисты Царскосельской янтарной мастерской.
На протяжении пятнадцати лет «восьмое чудо света» продолжает оставаться самым желанным объектом посетителей музея-заповедника и главной целью каждого, кто переступает порог Екатерининского дворца.
Александр Кедринский, автор проекта реставрации Янтарной комнаты:
«Своей работой мы сумеем дать людям представление о той Янтарной комнате, которая украшала дворец и которую я видел своими глазами Не сомневаюсь, что рано или поздно она найдется – такой шедевр не может пропасть бесследно. И тогда станет ясно, что наши мастера так же создали уникальное произведение декоративного искусства».
ИЗ ИСТОРИИ
В 1717 года Петр I получил в подарок от прусского короля Фридриха Вильгельма I «зело изрядный презент» – Янтарный кабинет. Этот шедевр – единственное в мире столь масштабное произведение из янтаря – находился в Зимнем дворце. По воле императрицы Елизаветы Петровны, занимавшейся обустройством летней резиденции, «диковину» доставили в Большой Царскосельский (ныне Екатерининский) дворец и украсили флорентийскими мозаиками из разноцветных камней. К концу 50-х годов XVIII века эти работы были завершены.
При Екатерине II интерьер обрел завершенный исторический облик. В 1771 году впервые Янтарная комната предстала во всем блеске и великолепии, освещенная 565 свечами, установленными в бронзовых и деревянных бра, их пламя отражали 24 зеркальные пилястры и два огромных зеркала, помещенных в простенках между окнами.
Трагическая страница в истории уникального интерьера связана с фашистской оккупацией в годы Великой Отечественной войны. Хрупкий декор янтарных панелей еще до войны нуждался в реставрации, поэтому «янтарный шедевр» не удалось
эвакуировать. В октябре 1941 года дворец оказался почти пустым. Снятые со стен, тщательно упакованные в ящики панели Янтарной комнаты вместе с другими произведениями искусства нацисты отправили в Кенигсберг.
Сложный и долгий способ научной реконструкции, избранный реставраторами, позволил максимально достоверно воспроизвести художественный облик Янтарной комнаты. В результате в России появилась уникальная школа реставраторов, возродившая утраченные ремесла и технологии XVII-XVIII веков: художественной обработки янтаря и флорентийской мозаики.
В XXI веке воссозданное «янтарное чудо» в Екатерининском дворце музея-заповедника «Царское Село» восхищает посетителей и гостей так же, как в разные периоды восхищал подлинный интерьер. /По материалам отдела по связям с общественностью ГМЗ «Царское Село»/
ГМЗ «Царское Село» обрел кофейную пару с монограммой великого князя
Майкл Романов-Ильинский приобрел на аукционе и передал в дар музею-заповеднику «Царское Село» кофейную пару своего прадеда – великого князя Павла Александровича (сына Александра II и императрицы Марии Александровны). Его позолоченная монограмма «ПА» под короной обозначена на чашке. Прежде в музейной коллекции был только детский портрет великого князя.
Кофейная пара изготовлена, вероятно, в начале XX века, на фабрике в Лиможе (Франция). Чашка декорирована позолоченным растительным орнаментом, имеет петлеобразную позолоченную ручку. Блюдце круглое, белое, с высоким бортом, который имеет широкий позолоченный пояс из растительного орнамента. Предмет пополнит коллекцию фарфора и будет участвовать в тематических выставках, посвященных великому князю и его потомкам.
– Для нас имеют огромную ценность мемориальные вещи, связанные с венценосными владельцами царскосельской резиденции и их ближайшим окружением. Жизнь Павла Александровича неразрывно связана с Царским Селом, где он появился на свет 3 октября 1860 года. На первом этаже Южного флигеля Екатерининского дворца находились детские комнаты, которые Павел делил со старшим братом Сергеем, – говорит заместитель директора по научной работе ГМЗ «Царское Село» Ираида Ботт.
Великие князья занимали апартаменты с окнами на плац, позже эти комнаты выделили детям от первого брака Павла Александровича с греческой принцессой Александрой – Марии и Дмитрию. После смерти княгини Александры Георгиевны отец с маленькими дочерью и сыном часто приезжал в гости в Царское Село. Именно в Екатерининском дворце в 1908 году состоялась свадьба Марии Павловны со шведским принцем Вильгельмом.
Военная карьера великого князя стремительно оборвалась после его романа с замужней женщиной и последующей женитьбы на Ольге Валерьяновне фон Пистолькорс. После вступления в 1902 году в морганатический брак, заключенный вопреки согласию императора Николая II, Павла Александровича уволили со всех должностей и запретили въезд в Россию. Великий князь с новой семьей поселился во Франции. Опека над его малолетними детьми была передана великому князю Сергею Александровичу.
В связи с трагической гибелью брата Сергея Павлу Александровичу позволили приехать в Россию. В 1914 году он получил окончательное разрешение на возвращение с семьей. В 1919 году Павел Александрович был расстрелян во дворе Петропавловской крепости вместе с другими великими князьями.
Князь Майкл Романов-Ильинский – внук великого князя Дмитрия Павловича, правнук великого князя Павла Александровича. Его связывают давние дружеские отношения с музеем-заповедником «Царское Село» (вступил в Клуб друзей музея в 2007 году). По инициативе и при деятельном участии Майкла Романова-Ильинского музей обрел немало истинных раритетов. В 2013-м, в год 400-летия Дома Романовых, в Россию вернулись архив и личные вещи, принадлежавшие великому князю Дмитрию Павловичу: более 100 фотоматериалов, десятки книг, картины, письма и портреты ближайших родственников императорской семьи. Благодаря этому музейная коллекция пополнилась подлинными предметами, имеющими непосредственное отношение к истории царскосельской императорской резиденции, а музей-заповедник стал обладателем самого большого в России собрания предметов, связанных с именем Дмитрия Павловича (1891–1942) – внука Александра II, двоюродного брата Николая II. В числе даров – акварельный портрет великого князя Дмитрия Павловича и живописный портрет великой княгини Елизаветы Федоровны. /По материалам пресс-службы ГМЗ «Царское Село»/18 марта 2018 года/
«Мысли мои все с тобою…»
Восемь предметов XVIII–XIX веков пополнили коллекцию музея-заповедника «Царское Село». Среди них – четыре гравюры; книги со штампом императорской царскосельской библиотеки; письмоАлександра II княжне Екатерине Долгоруковой, благодаря которому в музейной коллекции рукописных материалов теперь есть автограф императора. Эти вещи музей приобрел на торгах аукционного дома Hermitage Fine Art (Монако).
Ровно 150 лет назад, 12 (24) марта 1868 года, 49-летний Александр II пишет 21-летней Екатерине Долгоруковой: «Ах! Как меня тянуло к тебе, когда я тебя увидел на бульваре и потом еще из окна, уже когда ты повернула налево, вдоль Адмиралтейства именно мимо моих окон…». Завершает послание на следующий день, 13(25) марта, так: «…Однако я должен возвратиться к делам, а мысли мои все с тобою и в тебе, дуся моя Катя. Итак до свиданья. Обнимаю тебя крепко. Твой навсегда».
Письмо написано на сложенном вдвое листе с тисненной бесцветной монограммой Николая I; мелким почерком на французском и русском языках.
Император впервые увидел 12-летнюю Катю Долгорукову в 1859-м – в имении ее отца, капитана гвардии. Спустя шесть лет он узнал ее на встрече с воспитанницами Смольного института. В разгар романа они много писали друг другу, каждое послание завершая словами «Твоя навсегда» или «Твой навсегда».
С Екатериной Долгоруковой связана и купленная на аукционе фарфоровая тарелка из сервиза с гербом светлейшей княгини Юрьевской и князей Юрьевских.
Юрьевские – русский княжеский род, происходивший от внебрачного (позже узаконенного) потомства императора Александра II и Екатерины Долгоруковой, первой получившей титул светлейшей княгини Юрьевской именным Высочайшим указом от 5 декабря 1880 года. Герб светлейших князей Юрьевских был утвержден 18 января 1881 года. После гибели императора Александра II Екатерина Юрьевская покинула Россию и до конца своих дней проживала в Ницце.
Фонд живописи пополнили три гравюры. На одной из них в расшитом камзоле, с орденами Св. Андрея Первозванного, Св. Александра Невского и миниатюрным наградным портретом Екатерины II изображен светлейший князь Григорий Потемкин, фаворит Екатерины II. Гравюру выполнил в 1789 году Джеймс Уокер с картины Иоганна Лампи-старшего в технике меццо-тинто.
Еще одна гравюра изображает императрицу Елизавету Алексеевну: в 1809 году с картины французского портретиста Жана Лорана Монье графическое изображение императрицы выполнил Чарльз Тернер. Гравюра происходит из коллекции Юрия Трубецкого – генерал-лейтенанта Свиты Его Императорского Величества, командира Его Императорского Величества Собственного Конвоя.
К числу редких гравюр относится гравюра пунктиром по оригиналу Луи де Сент-Обена, исполненная в Милане после заключения Тильзитского мира в 1807 году. На ней император Александр I держит за руку императрицу Елизавету Алексеевну, они стоят на фоне постамента со статуей богини Флоры.На торгах в Монако музей приобрел миниатюру с изображением императрицы Александры Федоровны, супруги Николая I. Миниатюра создана неизвестным художником середины XIX века с оригинала Тимофея Неффа, находившегося в царскосельском Александровском дворце (в настоящее время – ГМЗ «Павловск»).
Среди приобретенных предметов – две книги. Издание «Государь Император Александр I на Валааме в августе 1819 года» тесно связано с тематикой книг мемориальной библиотеки Александра I, сохранившихся в коллекции музея. В подавляющем большинстве это книги религиозного содержания. Кроме того, заслуживает внимание тот факт, что она издана в типографии Царского Села.
Книга «Victor Hugo. Hernani ou l’Honneur castillan: drame» (Paris, 1830) восполнила музейную мемориальную коллекцию. Это первое оригинальное издание драмы Гюго «Эрнани», вызвавшей литературные бури во Франции. Споры, разгоревшиеся вокруг этой пьесы, остались в истории литературы под названием «битва за „Эрнани“». Книга происходит из императорской Царскосельской библиотеки, об этом свидетельствует гербовый штамп «Bibliothèque de Tsarskoe Selo». Сотрудники музея предполагают, что это издание из собрания Николая I. /По материалам Отдела по связям с общественностью ГМЗ «Царское Село». Март 2018/
5-й Зимний вечер света в Царском Селе
24 февраля в музее-заповеднике «Царское Село» в пятый раз пройдет «Зимний вечер света». Впервые местом проведения праздника станет парадный плац Екатерининского дворца. Это первое царскосельское событие 2018-го – года 100-летия музейной жизни бывших пригородных императорских резиденций Петербурга.
Архитектурный шедевр Растрелли на два часа станет величественной декорацией светового шоу. Современные средства художественной подсветки здания и технология 3D мэппинга создадут оптическую иллюзию изменения архитектурных элементов фасада. Впечатление усилят рассекающие пространство лазерные лучи, красочные световые эффекты и исторические сюжеты на барочном фасаде.
В программе – выступление профессиональных творческих коллективов. На трех сценах поочередно выступят театр исторического танца «Малый Трианон» (хореографический коллектив, занимающийся танцем в эстетике барокко и рококо); уличный театр огня «Васана» и коллектив Moon Light – команда артистов и профессионалов световых спецэффектов.
Все пиротехнические эффекты во время «Зимнего вечера света», а также фейерверк в финале обеспечивает компания «Пиротехнические дворы Петергофа».
Во время праздника можно посетить Екатерининский дворец (для этого нужно приобрести билет), он будет работать до 21 часа.
По традиции в одно и то же время праздник пройдет в шести резиденциях – Царском Селе, «Королевских Лазенках» в Варшаве, парке князя Пюклера в германском Бад-Мускау, поместье князя Гуна в Пекине, замках в Люневиле (Франция) и в Хиллероде (Дания).
Начало праздника в 19.00. /По материалам отдела по связям с общественностью ГМЗ «Царское Село»/
Вход на парадный плац – свободный.
Модерн. 100 лет спустя
В Екатерининском дворце музея — заповедника Царское Село открылась выставка «Модерн. 100 лет спустя». В экспозиции представлены 164 предмета из собрания музея —заповедника и Императорского фарфорового завода. Выставка, предваряющая 275-летний юбилей ИФЗ — четвертый совместный проект старейшего фарфорового завода и ГМЗ «Царское Село». Открывая выставку, заместитель директора по научной и просветительской работе Ираида Куртовна Ботт, отметила, что выставка акцентирует внимание на преемственности и сохранении традиций петербургской школы фарфора., носителем которой с момента своего основания стал ИФЗ. Жизнь летней императорской резиденции была бы немыслима без приемов, баллов, семейных уютных чаепитий и торжественных обедов, а значит — без изысканных хрупких изделий знаменитого завода, который стал с момента основания поставщиком Высочайшего двора. «Императорский фарфоровый завод исегодня следует вековым традициям, воспроизводя лучшие исторические образцы и современный авторский фарфор, отражаяв современных работах ведущих мастеров стилевую линию, найденную в конце XIX», — сказала генеральный директор ИФЗ Татьяна Тылевич, вручая ГМЗ «Царское Село» сертификат на изготовление любого изделия из фарфора для музея-заповедника. /Фоторепортаж Калясиной Людмилы 12.12.2017/
Архив Романовых вернулся в Россию
«Готика: новые смыслы». Екатерининский парк Царского Села
Александр Сергеевич Пушкин написал мудрые строки: Куда бы нас ни бросила судьбина/И счастие куда б ни повело,/Все те же мы: нам целый мир чужбина,/Отечество нам Царское село…
24 июня 1710 года Петр Первый подарил своей будущей жене Екатерине Алексеевне Сарскую мызу, находящуюся в 25 км от Санкт-Петербурга. Этот день считается основанием Царского села. И оно на протяжении столетий вдохновляет архитекторов, живописцев, мастеров декоративно-прикладного искусства, поэтов, сочетает разные стили и исторические эпохи и буквально напитано красотой.
24 июня, но уже 2017 года, на площадках Екатерининского парка в Царском селе продолжил путь проект «Ассоциации» , который объединил историю и современность, классическое и авангардное искусство. Каждый год, начиная с 2009 года, известные петербургские дизайнеры создают коллекции от кутюр на заданную музеем тему, с воодушевлением воспринимая идею директора ГМЗ «Царское село» Ольги Таратыновой, демонстрировать свои коллекции на театрализованном дефиле в живописных царскосельских парках.
–Изначально мы задумали создать особый повод для посещения Екатерининского парка – настоящей ландшафтной энциклопедии, — вспоминает Ольга Таратынова. – Исходили из того, что дизайн одежды, мода это составная часть культуры, творчество модельеров органично вписывается в музейную среду. Проект, честно говоря, для музея убыточный. Конечно, мы могли бы сделать его окупаемым, но принципиально не поднимаем цену входного билета (он стоит 300 рублей). «Ассоциации» стали брендовым проектом. В 2018 году музею исполнится 100 лет и мы хотим сделать на следующий год «Ассоциации» особенно креативными и масштабными.
Нынешняя тема готическая и каждый дизайнер видел ее по- своему. Режиссер Виктор Крамер признался, что тема «готика» – на стыке разных жанров и искусств. Поэтому спектакль моды поставлен в исторических декорациях, которые формировались на протяжении веков. Шоу получилось собранным, зрелищным и запоминающимся еще и потому, что между режиссером и дизайнерами состоялась внутренняя связь и духовный диалог. Театрализованное дефиле – спектакль прошло без сбоев, строго по времени и зрители успевали повсюду, хотя расстояния между площадками были немалыми: показ мэтра моды Татьяны Парфеновой – во Фрейлинском садике, модели Леонида Алексеева ( это его второе участие в проекте) – на Зеркальном пруду, «готы» опытной Лилии Киселенко заняли территорию павильона «Адмиралтейство», а в Башне-руине обосновались мои любимцы, интереснейшие дизайнеры Янис Чамалиди и Стас Лопаткин.
Особо выделять никого не буду – получился неразрывный единый прекрасный спектакль, как сами костюмы, так и модели. Благо и солнце появилось из-за туч, наверно, что-то интересное и ему привиделось. Готический стиль в Царском селе — это как бы продолжение темы, заложенной еще Александром I, который во время своего пребывания в Англии в 1814 году имел возможность видеть средневековую и неоготическую архитектуру. И Николай I испытывал склонность ко всему, что было связано с романтикой Средневековья, и, в частности, к неоготической английской архитектуре. Вот так и появились в Екатерининском парке -комплекс «Адмиралтейство», Башня-руина, Готические ворота.
У каждого дизайнера была своя изюминка, который ни в коем случае не повторил другой участник, но не могу обойти молчанием момент «инквизиции –сожжение еретиков на костре»: заработал невидимый глазу вентилятор и в небо «взметнулось пламя костра» — нарезанная бумага «огненного» цвета, которое вызвало аплодисменты зрителей. Вначале — напряжение от шоу, а потом всплеск эмоций!
Спросила у Лилии Киселенко ( именно ее и режиссера Виктора Крамера была такая задумка) поделиться мыслями о работе:
– Мы как «певцы черного и сакрального» были рады выбору темы. Для меня готика имеет эзотерическую составляющую: костры, соборы, черный цвет. Мне вообще эта тема доставляла удовольствие при создании коллекции.
На сей раз свой показ видения готики Янис Чамалиди и Стас Лопаткин объединили в совместное дефиле–показ при живом звуке — сопровождении группы « More znaet» и танцевального коллектива Youse of Bonchinhe. Янис пояснил почему в этом году поделили площадку для дефиле со Стасом: задумка — представить его как рыцарский турнир и
состязание, посвященное прекрасной даме и женской красоте. Хотя представление о готике в целом у этих талантливых ребят у каждого свое. Для Стаса — это что-то возвышенное, тонкое и главный цвет здесь золотой, источник вдохновения. Янису близки цвета, связанные с иконописью: пламенеющий красный, богородичный синий и черный.
Все было здорово на всех площадках. Поставленная перед дизайнерами дерзкая задача передать иррационализм, устремленность, мистика, романтизм и зкспрессивность готического стиля сработала!
В рамках проекта «Ассоциации» в красивом павильоне « Турецкая баня» открыта необычная и очень интересная выставка платьев для намаза. Специальный гость праздника Сета Яндиева (дизайнер бренда YAND) представила свои работы для всеобщего обозрения.
Артем Балаев, генеральный продюсер YAND, человек православный, заметил:
— Через красоту и религию мы пытаемся понять людей разных конфессий и вероисповеданий. У нас интернациональная бригада. Бренд YAND (your amazing namaz dress) создан в Петербурге в 2015 году. Платье от нашего бренда шьется вручную из высококлассных материалов. На работу над таким изделием может
уйти до трех месяцев. Безупречные платья для намаза петербургского дизайнера и сподвижниц востребованы не только в России. О них уже узнали полюбили, несмотря на то, что бренд родился не так давно,
Марина Морева /Фоторепортаж Людмилы Калясиной 24.06.2017 Царское Село/
Реставрационные работы в Александровском парке — лето 2017
Икорницы из Рафаэлевского сервиза пополнили коллекцию музея-заповедника «Царское Село»
Три икорницы из знаменитого Рафаэлевского сервиза приобрел музей-заповедник «Царское Село» на торгах британского аукционного дома Tennants. Теперь в музейном собрании фарфора – семь предметов из самого значительного парадного ансамбля конца XIX – начала ХХ века, выполненного на Императорском фарфоровом заводе.
– Еще года два назад мы даже мечтать не могли о том, что станем обладателями целого комплекта предметов из Рафаэлевского сервиза. Этот великолепный ансамбль, задуманный и изготовленный для Царского Села, до недавнего времени не был представлен у нас ни одним изделием. Предметы из Рафаэлевского сервиза крайне редко выставляются на аукционах. Но так получилось, что в последнее время разные аукционные дома выставили их один за другим, и мы не смогли устоять от искушения. Нам повезло – мы выиграли торги и в данный момент в нашем собрании представлены чашка с блюдцем, тарелка и четыре икорницы, изготовленные в разные годы. Теперь будем искать новые формы этого фарфорового шедевра, – говорит заместитель директора по научной работе ГМЗ «Царское Село» Ираида Ботт.
По традиции предметы украшены орнаментальными и аллегорическими композициями по мотивам Лоджий Рафаэля, состоящими из арабесок, лиственных гирлянд и изображений мифологических персонажей, расположенных в резервах и медальонах.
Рафаэлевский сервиз выполнили на Императорском фарфоровом заводе специально для Царского Села по заказу императора Александра III. Мастера приступили к работе в 1883 году, проект ансамбля разрабатывался под руководством заведующего живописной мастерской завода Леонарда Шауфельбергера. Ежегодно, по мере изготовления сервиза, новые изделия представляли императорам в числе подарков к Рождеству. Работа над сервизом заняла 20 лет. В 1903 году ансамбль на 50 персон был полностью готов и хранился в сервизных кладовых Императорских дворцов и Дворцового управления. Через год его передали в Аничков дворец в распоряжение императрицы Марии Федоровны. /По материалам отдела по связям с общественностью ГМЗ «Царское Село» /
Икона «Чудо Георгия Победоносца» и коллекция штыков
Музей-заповеднику «Царское Село» 27 апреля представители Управления Министерства культуры РФ по Северо-Западному федеральному округу передали на постоянное хранение 17 предметов представляющих культурную ценность. Среди них – сабли, коллекция штыков, кассовый аппарат, крест-распятие, а также икона «Чудо Георгия Победоносца». Некоторые из них войдут в экспозицию музея «Россия в Великой войне».
В церемонии передачи в Ратной палате приняли участие руководитель управления Сергей Булавский и директор музея Ольга Таратынова.
Эти предметы конфискованы в 2013-2015 годах сотрудниками Северо-Западной оперативной таможни, Балтийской таможни, Выборгской таможни, Управления федеральной службы судебных приставов Островского и Пыталовского районов, следственного отдела Линейного отдела МВД в аэропорту Пулково, Пулковской таможни.
Коллекцию музея пополнил пистолет Люгера «Парабеллум» модели 1908 года с оригинальной кобурой. Пистолет калибра 9 мм, разработанный в 1900 году австрийцем Георгом Люгером, активно применялся в годы Первой мировой войны. Был очень популярен в России в среде офицеров. Особенно ценна для музея кобура, которой прежде в экспозиции не было.
Необычный и редкий предмет – кассовый аппарат фирмы National, изготовленный в конце XIX века в США (штат Огайо, город Дайтон). Аппарат выполнен в стиле модерн, покрыт полированной латунью, украшен мелкими рельефными растительными композициями. Кассы этой фирмы были популярны во всем мире – в частности, в России в 1910-х годах.
Интересна также коллекция штыков: штыки к немецкой винтовке маузера, австрийской винтовке Манлихера, французской винтовке системы Бертье, а также достаточно редкий штык к австрийской винтовке системы Кропачека, произведенный в Португалии. Эти предметы займут свое место в разделе экспозиции, посвящённом позиционной войне.
Раздел музея, посвященный военному духовенству, пополнился двумя крестами – напрестольным и киотным. Святой Георгий Победоносец – один из символов русского воинства. Самая почетная награда для русского солдата в годы Первой мировой –Георгиевский крест, для офицера – Орден Святого Георгия.
Среди переданного длинноклинкового оружия стоит отметить три испанские сабли, изготовленные в XIX веке на известной во всем мире своим высоким качеством клинков оружейной фабрике в Толедо. Еще один ценный предмет – сабля легкой кавалерии образца 1822 года, выполненная во Франции в конце XIX века. Легкокавалерийская сабля получила широкое распространение в войсках. С 1831 по 1918 годы находилась на вооружении инженерных войск, королевской школы кавалерии, жандармерии, высотной и пешей артиллерии, конных стрелков. Сабля оставалась на вооружении до 1961 года.
В числе переданных предметов – ритуальный меч масонской ложи Нью-Йорка (конец XIX – начало XX века). Его клинок изготовлен в Золингине фирмой W.CLAUBERG.
Напомним, что в 2013 году Северо-Западное таможенное управление передало Государственному музею-заповеднику «Царское Село» в безвозмездное пользование 282 предмета конфискованного оружия известных оружейных брендов – «Маузер», «Кольт», «Браунинг», «Льюис»; в 2014-м – еще восемь предметов оружия. Часть этих предметов представлена в экспозиции музея «Россия в Великой войне» в Ратной палате, остальные хранятся в фондах.
Музей «Россия в Великой войне» открылся в августе 2014 года – к 100-летию с момента начала Первой мировой войны. Масштабная экспозиция разместилась в здании Государевой Ратной палаты. Это первый и единственный в современной России музей, посвященный трагическим событиям начала XX века. В августе 2017 года откроются новые разделы, и таким образом полностью завершится формирование экспозиции в Ратной палате. ГМЗ «Царское Село. Фоторепортаж Валерия Мухера 27.04.2017 http://photoshare.ru/album448844.html
Сильвио Данини — 150 лет со дня рождения последнего придворного архитектора династии Романовых
В Екатерининском дворце музея- заповедника «Царское Село»открылась выставка «Сильвио Данини. Архитектор. Художник. Строитель». Она посвящена 150-летию со дня рождения последнего придворного архитектора династии Романовых.
«В Царском Селе зодчему принадлежат многие известные постройки, — рассказывает Лариса Валентиновна Бордовская, — Данини много строил и перестраивал в разных районах Царского Села по частным заказам. К числу его построек относятся такие здания как Демидово-Шелковская богадельня (1902–1904), Школа нянь (1904), здания Дома призрения увечных воинов (1906, 1916), Благотворительные заведения Д.А. и М.А. Дрожжиных (1905–1916), здания Общины сестер Красного Креста (1907–1908, 1914), Дворцовый госпиталь, Острозаразный павильон (1911–1913), усадьба А.В. Кокорева (1902).»
С 1896 году Данини занимает должность архитектора при Дворцовом управлении Царского Села. В этот период он проектирует Дворцовую электростанцию, а также ворота, выполненные из кованого железа у въезда в парк к Александровскому дворцу (сохранились по сей день). Участвует в переделке правого крыла Александровского дворца, где обустраивались личные апартаменты Николая II и Александры Федоровны. По проекту Данини этот флигель был соединен с Кухонным флигелем дворца подземным тоннелем.
В 1917 году Дворцовое управление переименовали в Управление детскосельскими художественными имуществами республики. Данини работал здесь до января 1919-го, а затем в связи с сокращением штатов был переведен научным сотрудником в Гатчинский дворец-музей.
В 1923–1938 годах Данини работал на разных должностях в «Петротоке» (позже «Электроток», затем — в «Ленэнерго»). В Петрограде, позже – Ленинграде, Данини работал инженером на прокладке тепловых сетей, архитектором электростанций на Свири, участвовал в строительстве Подпорожья, в проектировании интерьеров для Дома Советов на Московском проспекте в Ленинграде.
Последний придворный архитектор российского императора умер в блокадном Ленинграде 11 января 1942 года в возрасте 74 лет в полной безвестности.
Выставка, на которой представлены более 50 предметов из собрания семьи Данини, рассказывает об архитекторе, раскрывая разные грани его таланта. Среди представленных экспонатов мандолина, принадлежащая зодчему. Семья была музыкальной: сыновья Данини играли на рояле, отец – на мандолине; по
вечерам устраивали концерты – часто в присутствии друзей и родственников. Продолжая старинные традиции в исполнении представителей семьи Данини в честь 150-летия Сильвио Данини прозвучали музыкальные произведения в Тронном зале Екатерининского дворца. В Царском Селе память об архитекторе живет в названии улицы «Архитектора Двнини».
Выставка работает до 30 декабря 2017 года в Екатерининском дворце, в комната перед Третьей антикамерой. /По материалам Отдела по связям с общественностью ГМЗ «Царское Село» Фоторепортаж Людмилы Калясиной/
Дар ГМЗ «Царское Село» от Гвардейского королевского шотландского драгунского полка
8 апреля 2017 года в музей-заповедник «Царское Село» приедет делегация отставного командного состава Гвардейского королевского шотландского драгунского полка («Карабинеры и Серые»). Гости передадут в дар музею парадную форму Почетного командира полка.
Почетным шефом полка Шотландских серых (Scots Greys) был Николай II. В собрании музея хранится парадная форма полковника, подаренная императору (в ней он изображен на портрете Валентина Серова). В 2013 году представители полка преподнесли в дар музею подлинные форменные сапоги начала XX века – их не хватало в комплекте исторической парадной формы.
Делегацию возглавляет бригадный генерал Джеймсон (Brigadier Melville Jameson) – председатель Совета полкового музея королевских шотландских гвардейских драгун (Эдинбург). В составе делегации также: полковник Филлипс (Colonel Andrew Pillips) – бывший командующий полком, в настоящее время возглавляет Полковую ассоциацию; майор Маклин (Major Robin Maclean) – главный куратор полкового музея; старший офицер Троттер (John Trotter).
Это первый официальный визит делегации полка в Царское Село за более чем 120 лет.
У Золотых ворот Екатерининского дворца на плацу прозвучат шотландские военные произведения в исполнении духового оркестра. Во дворце гостей встретит хор «Антем». На мероприятии будут присутствовать кадеты.
Пепельница от Фаберже пополнила коллекцию Ратной палаты
Коллекция музея-заповедника «Царское Село» пополнилась изделием фирмы Карла Фаберже. Медная пепельница с рельефным изображением российского государственного герба и надписью «Война 1914 г.» относится к уникальному комплексу предметов, которые фирма выпускала в годы Первой мировой войны. До сих пор в музее не было ни одного изделия Фаберже этого периода.
Предмет, имеющий безусловную историко-художественную ценность, музей приобрел на аукционе «Oliver Coutau Begarie» (Париж). Пепельница будет выставлена в экспозиции «Россия в Великой войне» в Ратной палате.
Падение спроса на ювелирные изделия в годы Первой мировой войны побудило владельца фирмы приспособить свои мастерские к нуждам военного времени и начать выпуск продукции, предназначенной для фронта. На Московском механическом заводе из недорогих и практичных материалов – латуни, меди, шпиатра, наладили производство предметов сугубо функционального назначения. В основном это была полевая посуда: кружки, котелки, кастрюли, самовары, чайники, примусы, тазы, умывальники. Выпускались и наградные предметы – пепельницы, подстаканники, портсигары из меди с изображением российского герба и памятной надписью «Война 1914 г.» и «Война 1914–1915». Такие изделия дарились солдатам и офицерам действующей армии при посещении императором Николаем II театра военных действий. Предметы солдатского обихода были недорогими и очень практичными.
– Заслуживает внимания тот факт, что, несмотря на утилитарное назначение, относительную дешевизну материалов и большие объемы производства, все предметы отличались высоким качеством и элегантностью исполнения. Военное ведомство неоднократно ставило в пример продукцию фирмы за мастерство изготовления, – говорит хранитель коллекции «Металл» Екатерина Стадлер. /По материалам отдела по связям с общественностью ГМЗ «Царское Село»/
ПРИДВОРНЫЙ ЭКИПАЖ
В музее-заповеднике «Царское Село» 3 марта состоялась презентация Большой крымской экспедиции 2017 года в честь 230-летия путешествия Екатерины II на юг России. У здания бывшей Дежурной конюшни, где размещается постоянная экспозиция «Придворный экипаж», состоялось театрализованное представление отъезда императрицы Екатерины Великой в Крым, где актеры в костюмах 18 века изображая Екатерину II и Потемкина вспомнили об этом значимом для России событии. В мероприятии принял участие руководитель Администрации Губернатора Санкт-Петербурга, вице-губернатор Санкт-Петербурга Александр Николаевич Говорунов, представители исполнительной власти, музейного сообщества.
Именно из Царского Села императрица отправилась в Крым, сюда и вернулась, о чем свидетельствуют записи в камер-фурьерском журнале.
Исполняющий обязанности губернатора Александр Говорунов напомнил, что в отечественной истории это путешествие называют «Путь на пользу». Екатерина Великаяпредприняла его через четыре года после принятия манифеста, который закрепил присоединение Крыма к России. Путешествие имело огромное экономическое, политическое и дипломатическое значение. Планируется в Дни Санкт-Петербурга в Крыму, которые пройдут 4-8 июня. Во время работы петербургского Книжного салона от Манежной площади дать старт автопробегу «Путь на пользу». Авто экспедиция провезет книги с экслибрисом Книжного салона по Екатерининскому пути. Организаторы крымской экспедиции 2017 года планируют осуществить автопробег по маршруту императрицы за 5-6 дней. Инициаторы проекта – Общественный совет города Старый Крым и Журнал Учета Вечных Ценностей «Адреса Петербурга» – стремятся сделать его познавательным и значимым для всех участников и самой широкой аудитории.
«Придворный экипаж»
24 парадных экипажа работы известных русских и западноевропейских мастеров XVIII-XIX веков представлены в музее-заповеднике «Царское Село» на выставке «Придворный экипаж» в здании бывшей Дежурной конюшни.
Всего коллекция карет ГМЗ «Царское Село» включает в себя 35 экипажей, использовавшихся при русском императорском дворе, три шестерика упряжи для коронационных экипажей и отдельные принадлежности парадного выезда. Основу собрания составляют предметы, поступившие в Царское Село из расформированного в 1920-х годах Придворного Конюшенного музея.
Большая часть коллекции – это парадные кареты, участвовавшие в торжественных церемониях русского двора. Как и вся обстановка таких действий, они служили особой цели – демонстрации богатства и могущества власти и государства, и отвечали самым высоким требованиям каретного мастерства. /Фоторепортаж Калясиной Людмилы 03.03.2017 /
ЛАЗУРИТОВЫЙ ПОРТАЛ ЛИОНСКОГО ЗАЛА ЕКАТЕРИНИНСКОГО ДВОРЦА ВОССТАНОВЛЕН
В Екатерининском дворце завершена реставрация портала из лазурита, который украшает одну из дверей знаменитого Лионского зала. «Лионский зал по значимости сравним для музейщиков с Янтарной комнатой», — сказала на открытии директор ГМЗ«Царское Село» Ольга Таратынова, — «Во время войны лазуритовая отделка стен была полностью уничтожена», подчеркнула она. Лионский зал – один из самых совершенных интерьеров, созданных архитектором Чарльзом Камероном – входил в число личных апартаментов Екатерины II наряду с Арабесковым и Китайским залами, Серебряным и Синим кабинетами. Проект реставрации Лионского зала был подготовлен
в 1983 году под руководством главного архитектора музея Александра Кедринского (1917 – 2003); корректировку проекта произвели в 2006–2007 годах. 150 кг лазурита потребовалось для мозаичного набора.Работы по его изготовлению выполнены реставраторами «Царскосельской янтарной мастерской». Для восстановления всего декора Лионского зала требуется 3,5 тонны лазурита. Воссоздание одного из порталов – первый шаг к возвращению исторического облика парадного интерьера. На сегодня из убранства зала сохранилось 25 предметов, выполненных с использованием лазурита. Паркет, похищенный из Лионского зала в годы войны, обнаружили в Берлине и в 1947 году вернули в Царское Село. Два паркетных щита выставлены в зале, остальные находятся в фондах.Воссоздание одного из порталов – первый шаг к возвращению исторического облика парадного интерьера.
ПОТЕШНЫЕ ОГНИ И РОМАНТИЧЕСКИЕ СВЕЧИ ЕКАТЕРИНИНСКОГО ПАРКА
В Екатерининском парке 18 февраля 2017 года прощались с зимой или встречали весну, в четвертый раз проводя «Зимний вечер света». Екатерининский парк встречал гостей подсвеченными деревьями, сказочным запахом иллюминационных свеч и загадочными силуэтами дам и кавалеров, которые создавали таинственную
романтическую атмосферу. Много молодых семей с детьми пришли на праздник — с 18.00 до 21.00 вход в парк был свободным. На аллее рядом с Зеркальными прудами выступали на фоне Екатерининского дворца артисты «огненного» театра, на фасаде павильона «Эрмитаж» двигались огромные тени артистов театра «Малый Трианон», которые представили театральное представление на площадке перед пред павильоном.
Проведение иллюминаций и фейерверков имеет в России давнюю традицию. Петр I очень любил «потешные огни», во время правления Елизаветы Петровны фейерверки и иллюминации стали частью театрализованных представлений. При Екатерине II «огненные упражнения, как и вообще все искусство фейерверков, достигли такой высокой степени совершенства, какого до сих пор… кроме российского императорского двора, нигде в другом месте не видано еще и неизвестно», – писал академик Российской Академии наук, один из первых историков русского искусства, мастер фейерверков Якоб фон Штелин.
18 февраля в одно и то же время огни зажглись в шести резиденциях – Царском Селе, «Королевских Лазенках» в Варшаве, Парке князя Пюклера в германском Бад-Мускау, поместье князя Гуна в Пекине и замке в Люневиле (Франция), датском дворце Фредериксборг. Идея проведения праздника родилась в 2013 году в Варшаве на встрече директоров музеев Польши, России,
Франции, Германии и Китая. «Царское Село» присоединилось к красивой акции в 2014 году.
В 2018 году праздник будет отмечать первый юбилей. Если не удалось побывать на празднике в этом году, обязательно приходите на следующий год — не пожалеете. /Фоторепортаж Калясиной Людмилы 18.02.2017/