ЦАРСКОЕ СЕЛО

Архив Романовых вернулся в Россию

В Царское Село, где прошли последние 13 лет царствования последнего российского императора Николая II и откуда 1 августа 1917 г. императорская семья была отправлена в ссылку в Тобольск, 2 августа 2017 года состоялось возвращение архива Романовых. Архив размещен в Ратной палате, где  2 августа 2017 года состоялось торжественное открытия завершающей части экспозиции музея «Россия в Великой войне», в котором приняли участие министр культуры Владимир Мединский и вице-губернатор Санкт-Петербурга Александр Говорунов.
Переданный музею архив Романовых — самая большая цельная коллекция документов и фотографий, связанных с императорской династией, которая пополнила фонды ГМЗ «Царское Село» почти за 100 лет. Министр культуры РФ, Владимир Мединский назвал возвращение архива «символичным приобретением» музея. «Со временем переписка, телеграммы, фотографии – все это как-то расползается по рукам частных коллекционеров. В итоге, исчезают», – отметил он. Стоимость архива из 200 документов и
фотографий, которые датируются периодом с 1860 по 1928 год, выставленных на торги в Лондоне, составила около 5,3 млн. рублей.  обретение архива стало возможным благодаря финансовой помощи Сбербанка России. Директор ГМЗ «Царское Село» Ольга Таратынова отметила, что с исторической и мемориальной точек зрения архив бесценен и будет размещен в  Восточном флигеле Александровского дворца после его реставрации. /Фото Калясиной Людмилы. 02.08.2017/

«Готика: новые смыслы». Екатерининский парк Царского Села

Александр Сергеевич Пушкин написал мудрые строки: Куда бы нас ни бросила судьбина/И счастие куда б ни повело,/Все те же мы: нам целый мир чужбина,/Отечество нам Царское село…

24 июня 1710 года Петр Первый подарил своей будущей жене Екатерине Алексеевне Сарскую мызу, находящуюся в 25 км от Санкт-Петербурга. Этот день считается основанием Царского села. И оно на протяжении столетий вдохновляет архитекторов, живописцев, мастеров декоративно-прикладного искусства, поэтов, сочетает разные стили и исторические эпохи и буквально напитано красотой.

24 июня, но уже 2017 года, на площадках Екатерининского парка в Царском селе продолжил путь проект «Ассоциации» , который объединил историю и современность, классическое и авангардное искусство. Каждый год, начиная с 2009 года, известные петербургские дизайнеры создают коллекции от кутюр на заданную музеем тему, с воодушевлением воспринимая идею директора ГМЗ «Царское село» Ольги Таратыновой, демонстрировать свои коллекции на театрализованном дефиле в живописных царскосельских парках.

–Изначально мы задумали создать особый повод для посещения Екатерининского парка – настоящей ландшафтной энциклопедии, — вспоминает Ольга Таратынова. – Исходили из того, что дизайн одежды, мода это составная часть культуры, творчество модельеров органично вписывается в музейную среду. Проект, честно говоря, для музея убыточный. Конечно, мы могли бы сделать его окупаемым, но принципиально не поднимаем цену входного билета (он стоит 300 рублей). «Ассоциации» стали брендовым проектом. В 2018 году музею исполнится 100 лет и мы хотим сделать на следующий год «Ассоциации» особенно креативными и масштабными.

Нынешняя тема готическая и каждый дизайнер видел ее по- своему. Режиссер Виктор Крамер признался, что тема «готика» – на стыке разных жанров и искусств. Поэтому спектакль моды поставлен в исторических декорациях, которые формировались на протяжении веков. Шоу получилось собранным, зрелищным и запоминающимся еще и потому, что между режиссером и дизайнерами состоялась внутренняя связь и духовный диалог.  Театрализованное дефиле – спектакль прошло без сбоев, строго по времени и зрители успевали повсюду, хотя расстояния между площадками были немалыми: показ мэтра моды Татьяны Парфеновой – во Фрейлинском садике, модели Леонида Алексеева ( это его второе участие в проекте) – на Зеркальном пруду, «готы» опытной Лилии Киселенко заняли территорию павильона «Адмиралтейство», а в Башне-руине обосновались мои любимцы, интереснейшие дизайнеры Янис Чамалиди и Стас Лопаткин.

Особо выделять никого не буду – получился неразрывный единый прекрасный спектакль, как сами костюмы, так и модели. Благо и солнце появилось из-за туч, наверно, что-то интересное и ему привиделось. Готический стиль в Царском селе — это как бы продолжение темы, заложенной еще Александром I, который во время своего пребывания в Англии в 1814 году имел возможность видеть средневековую и неоготическую архитектуру. И Николай I испытывал склонность ко всему, что было связано с романтикой Средневековья, и, в частности, к неоготической английской архитектуре. Вот так и появились в Екатерининском парке -комплекс «Адмиралтейство», Башня-руина, Готические ворота.

У каждого дизайнера была своя изюминка, который ни в коем случае не повторил другой участник, но не могу обойти молчанием момент «инквизиции –сожжение еретиков на костре»: заработал невидимый глазу вентилятор и в небо «взметнулось пламя костра» — нарезанная бумага «огненного» цвета, которое вызвало аплодисменты зрителей. Вначале — напряжение от шоу, а потом всплеск эмоций!

Спросила у Лилии Киселенко ( именно ее и режиссера Виктора Крамера была такая задумка) поделиться мыслями о работе:

– Мы как «певцы черного и сакрального» были рады выбору темы. Для меня готика имеет эзотерическую составляющую: костры, соборы, черный цвет. Мне вообще эта тема доставляла удовольствие при создании коллекции.

На сей раз свой показ видения готики Янис Чамалиди и Стас Лопаткин объединили в совместное дефиле–показ при живом звуке — сопровождении группы « More znaet» и танцевального коллектива Youse of Bonchinhe. Янис пояснил почему в этом году поделили площадку для дефиле со Стасом: задумка — представить его как рыцарский турнир и

состязание, посвященное прекрасной даме и женской красоте. Хотя представление о готике в целом у этих талантливых ребят у каждого свое. Для Стаса — это что-то возвышенное, тонкое и главный цвет здесь золотой, источник вдохновения. Янису близки цвета, связанные с иконописью: пламенеющий красный, богородичный синий и черный.

Все было здорово на всех площадках. Поставленная перед дизайнерами дерзкая задача передать иррационализм, устремленность, мистика, романтизм и зкспрессивность готического стиля сработала!

В рамках проекта «Ассоциации» в красивом павильоне  « Турецкая баня» открыта необычная и очень интересная выставка платьев для намаза. Специальный гость праздника Сета Яндиева (дизайнер бренда YAND) представила свои работы для всеобщего обозрения.

Артем Балаев, генеральный продюсер YAND, человек православный, заметил:

— Через красоту и религию мы пытаемся понять людей разных конфессий и вероисповеданий. У нас интернациональная бригада. Бренд YAND (your amazing namaz dress) создан в Петербурге в 2015 году. Платье от нашего бренда шьется вручную из высококлассных материалов. На работу над таким изделием может

 

 

 

 

 

 

 

 

 

уйти до трех месяцев. Безупречные платья для намаза петербургского дизайнера и сподвижниц востребованы не только в России. О них уже узнали полюбили, несмотря на то, что бренд родился не так давно,

Марина Морева /Фоторепортаж  Людмилы Калясиной 24.06.2017 Царское Село/

Реставрационные работы в Александровском парке — лето 2017

В музее-заповеднике «Царское Село» журналистам рассказали о ходе реставрационных работ в Александровском парке, где восстановлены металлические мосты на прудах «Озерки» и  отреставрирован  большой Ламский мост, который перекрывает проток между Верхним и Нижним Ламскими прудами. Большие реставрационные работы ведутся в комплексе  Императорской фермы, созданном в 1818-1828 годах архитектором Адамом Менеласом. Как рассказала Ольга Таратынова, директор ГМЗ «Царское Село», объект включен в Федеральную целевую программу «КультураРоссии(2012-2018 годы)»- планируемый объем затрат — свыше 580 млн. рублей. Ориентировочный срок завершения работ 2017 год.  Планируется восстановить, входящий в комплекс Павильон высочайшего присутствия, здания Молочни, Коровника, сараев для мериносов, Дом смотрителя и другие строения. Проект предусматривает использование конюшни на 30 лошадей, оборудование помещения для музейного использования, конференц — зала и  детского центра. В конце 2018 года планируется закончить реставрацию павильона «Шапель», который получил значительные повреждения в годы Великой Отечественной войны:
были утрачены витражи и часы — куранты.  В планах реставрации не только возвращение зданию первоначального облика и восстановление интерьера капеллы, но и оборудование здания инженерными сетями. /Фоторепортаж Калясиной Людмилы/

 

Икорницы из Рафаэлевского сервиза пополнили коллекцию музея-заповедника «Царское Село»

Три икорницы из знаменитого Рафаэлевского сервиза приобрел музей-заповедник «Царское Село» на торгах британского аукционного дома Tennants. Теперь в музейном собрании фарфора – семь предметов из самого значительного парадного ансамбля конца XIX – начала ХХ века, выполненного на Императорском фарфоровом заводе.

– Еще года два назад мы даже мечтать не могли о том, что станем обладателями целого комплекта предметов из Рафаэлевского сервиза. Этот великолепный ансамбль, задуманный и изготовленный для Царского Села, до недавнего времени не был представлен у нас ни одним изделием. Предметы из Рафаэлевского сервиза крайне редко выставляются на аукционах. Но так получилось, что в последнее время разные аукционные дома выставили их один за другим, и мы не смогли устоять от искушения. Нам повезло – мы выиграли торги и в данный момент в нашем собрании представлены чашка с блюдцем, тарелка и четыре икорницы, изготовленные в разные годы. Теперь будем искать новые формы этого фарфорового шедевра, – говорит заместитель директора по научной работе ГМЗ «Царское Село» Ираида Ботт.

Икорницы – посудные формы для подачи устриц и морских продуктов, служившие неотъемлемой частью сервировки столов при русском Дворе, начиная с XIX века. Все три предмета  имеют очертания обычного блюдца с ручкой-картушем, напоминающего раковину – форму, диктующую функциональное назначение предмета.
По традиции предметы украшены орнаментальными и аллегорическими композициями по мотивам Лоджий Рафаэля, состоящими из арабесок, лиственных гирлянд и изображений мифологических персонажей, расположенных в резервах и медальонах.
Рафаэлевский сервиз выполнили на Императорском фарфоровом заводе специально для Царского Села по заказу императора Александра III. Мастера приступили к работе в 1883 году, проект ансамбля разрабатывался под руководством заведующего живописной мастерской завода Леонарда Шауфельбергера. Ежегодно, по мере изготовления сервиза, новые изделия представляли императорам в числе подарков к Рождеству. Работа над сервизом заняла 20 лет. В 1903 году ансамбль на 50 персон был полностью готов и хранился в сервизных кладовых Императорских дворцов и Дворцового управления. Через год его передали в Аничков дворец в распоряжение императрицы Марии Федоровны. /По материалам отдела по связям с общественностью ГМЗ «Царское Село» /

Икона «Чудо Георгия Победоносца» и коллекция штыков

Музей-заповеднику «Царское Село» 27 апреля представители Управления Министерства культуры РФ по Северо-Западному федеральному округу  передали на постоянное хранение 17 предметов представляющих культурную ценность. Среди них – сабли, коллекция штыков, кассовый аппарат, крест-распятие, а также икона «Чудо Георгия Победоносца». Некоторые из них войдут в экспозицию музея «Россия в Великой войне».

В церемонии передачи в Ратной палате приняли участие руководитель управления Сергей Булавский и директор музея Ольга Таратынова.

Эти предметы конфискованы в 2013-2015 годах сотрудниками Северо-Западной оперативной таможни, Балтийской таможни, Выборгской таможни, Управления федеральной службы судебных приставов Островского и Пыталовского районов,  следственного отдела  Линейного отдела МВД в аэропорту Пулково, Пулковской таможни.

Коллекцию музея пополнил пистолет Люгера «Парабеллум» модели 1908 года с оригинальной кобурой. Пистолет калибра 9 мм, разработанный в 1900 году австрийцем Георгом Люгером, активно применялся в годы Первой мировой войны. Был очень популярен  в России в среде офицеров. Особенно ценна для музея  кобура,  которой прежде в экспозиции не было.
Необычный и редкий предмет – кассовый аппарат фирмы National, изготовленный в конце XIX века в  США (штат Огайо, город Дайтон). Аппарат выполнен в стиле модерн, покрыт полированной латунью, украшен мелкими рельефными растительными композициями. Кассы этой фирмы были популярны во всем мире – в частности, в России в 1910-х годах.
Интересна также коллекция штыков: штыки к немецкой винтовке маузера, австрийской винтовке Манлихера, французской винтовке системы Бертье, а также достаточно редкий штык к  австрийской винтовке системы Кропачека, произведенный в Португалии. Эти предметы займут свое место в разделе экспозиции, посвящённом позиционной войне.
Раздел музея, посвященный военному духовенству, пополнился двумя крестами – напрестольным и киотным.  Святой Георгий Победоносец – один из символов русского воинства. Самая почетная награда для русского солдата в годы Первой мировой –Георгиевский крест, для офицера –  Орден Святого Георгия.
Среди переданного длинноклинкового оружия стоит отметить три испанские сабли, изготовленные в   XIX веке на известной во всем мире своим высоким качеством клинков оружейной фабрике в Толедо. Еще один ценный предмет – сабля легкой кавалерии образца 1822 года,  выполненная во Франции в конце XIX века. Легкокавалерийская сабля получила широкое распространение в войсках. С 1831 по 1918 годы находилась на вооружении инженерных войск, королевской школы кавалерии, жандармерии, высотной и пешей артиллерии, конных стрелков. Сабля оставалась на вооружении до 1961 года.
В числе переданных предметов – ритуальный меч масонской ложи Нью-Йорка (конец XIX – начало XX века). Его клинок изготовлен  в Золингине фирмой W.CLAUBERG.
Напомним, что в 2013 году Северо-Западное таможенное управление передало Государственному музею-заповеднику «Царское Село» в безвозмездное пользование 282 предмета конфискованного оружия известных оружейных брендов – «Маузер», «Кольт», «Браунинг», «Льюис»; в 2014-м – еще восемь предметов оружия. Часть этих предметов представлена в экспозиции музея «Россия в Великой войне» в Ратной палате, остальные хранятся в фондах.
Музей «Россия в Великой войне» открылся в августе 2014 года – к 100-летию с момента начала Первой мировой войны. Масштабная экспозиция разместилась в здании Государевой Ратной палаты. Это первый и единственный в современной России музей, посвященный трагическим событиям начала XX века. В августе 2017 года откроются новые разделы, и таким образом полностью завершится формирование экспозиции в Ратной палате. ГМЗ «Царское Село. Фоторепортаж Валерия Мухера 27.04.2017 http://photoshare.ru/album448844.html

Сильвио Данини — 150 лет со дня рождения последнего придворного архитектора династии Романовых

В Екатерининском дворце музея- заповедника «Царское Село»открылась выставка «Сильвио Данини. Архитектор. Художник. Строитель». Она посвящена 150-летию со дня рождения последнего придворного архитектора династии Романовых.

«В  Царском Селе зодчему принадлежат многие известные постройки, — рассказывает Лариса Валентиновна Бордовская, — Данини много строил и перестраивал в разных районах Царского Села по частным заказам. К числу его построек относятся такие здания как Демидово-Шелковская богадельня (1902–1904), Школа нянь (1904), здания Дома призрения увечных воинов (1906, 1916), Благотворительные заведения Д.А. и М.А. Дрожжиных (1905–1916), здания Общины сестер Красного Креста (1907–1908, 1914), Дворцовый госпиталь, Острозаразный павильон (1911–1913), усадьба А.В. Кокорева (1902).»

С 1896 году Данини занимает должность архитектора при Дворцовом управлении Царского Села. В этот период он проектирует Дворцовую электростанцию, а также ворота, выполненные из кованого железа у въезда в парк к Александровскому дворцу (сохранились по сей день). Участвует в переделке правого крыла Александровского дворца, где обустраивались личные апартаменты Николая II и Александры Федоровны. По проекту Данини этот флигель был соединен с Кухонным флигелем дворца подземным тоннелем.

В 1917 году Дворцовое управление переименовали в Управление детскосельскими художественными имуществами республики. Данини работал здесь до января 1919-го, а затем в связи с сокращением штатов был переведен научным сотрудником в Гатчинский дворец-музей.

В 1923–1938 годах Данини работал на разных должностях в «Петротоке» (позже «Электроток», затем — в «Ленэнерго»). В Петрограде, позже – Ленинграде, Данини работал инженером на прокладке тепловых сетей, архитектором электростанций на Свири, участвовал в строительстве Подпорожья, в проектировании интерьеров для Дома Советов на Московском проспекте в Ленинграде.

Последний придворный архитектор российского императора умер в блокадном Ленинграде 11 января 1942 года в возрасте 74 лет в полной безвестности.

Выставка, на которой представлены более 50 предметов из собрания семьи Данини, рассказывает об архитекторе, раскрывая  разные грани его таланта. Среди представленных экспонатов мандолина, принадлежащая зодчему. Семья была музыкальной: сыновья Данини играли на рояле, отец – на мандолине; по

вечерам устраивали концерты – часто в присутствии друзей и родственников. Продолжая старинные традиции в исполнении представителей семьи Данини в честь 150-летия Сильвио Данини прозвучали музыкальные произведения в Тронном зале Екатерининского дворца. В Царском Селе память об архитекторе живет в названии улицы «Архитектора Двнини».

Выставка работает до 30 декабря 2017 года в Екатерининском дворце, в комната перед Третьей антикамерой. /По материалам Отдела по связям с общественностью ГМЗ «Царское Село» Фоторепортаж Людмилы Калясиной/

Дар ГМЗ «Царское Село» от Гвардейского королевского шотландского драгунского полка

8 апреля 2017 года в музей-заповедник «Царское Село» приедет делегация отставного командного состава Гвардейского королевского шотландского драгунского полка («Карабинеры и Серые»). Гости передадут в дар музею парадную форму Почетного командира полка.

Почетным шефом полка Шотландских серых (Scots Greys) был Николай II. В собрании музея хранится парадная форма полковника, подаренная императору (в ней он изображен на портрете Валентина Серова). В 2013 году представители полка преподнесли в дар музею подлинные форменные сапоги начала XX века – их не хватало в комплекте исторической парадной формы. 

Делегацию возглавляет бригадный генерал Джеймсон (Brigadier Melville Jameson) – председатель Совета полкового музея королевских шотландских гвардейских драгун (Эдинбург). В составе делегации также: полковник Филлипс (Colonel Andrew Pillips) – бывший командующий полком, в настоящее время возглавляет Полковую ассоциацию; майор Маклин (Major Robin Maclean) – главный куратор полкового музея; старший офицер Троттер (John Trotter).

Это первый официальный визит делегации полка в Царское Село за более чем 120 лет.

У Золотых ворот Екатерининского дворца на плацу прозвучат шотландские военные произведения в исполнении духового оркестра. Во дворце гостей встретит хор «Антем». На мероприятии будут присутствовать кадеты.

Пепельница от Фаберже пополнила коллекцию Ратной палаты

Коллекция музея-заповедника «Царское Село» пополнилась изделием фирмы Карла Фаберже. Медная пепельница с рельефным изображением российского государственного герба и надписью «Война 1914 г.» относится к уникальному комплексу предметов, которые фирма выпускала в годы Первой мировой войны. До сих пор в музее не было ни одного изделия Фаберже этого периода.

Предмет, имеющий безусловную историко-художественную ценность,  музей приобрел на аукционе «Oliver Coutau Begarie» (Париж). Пепельница будет выставлена в экспозиции «Россия в Великой войне» в Ратной  палате.

Падение спроса на ювелирные изделия в годы Первой мировой войны побудило владельца фирмы приспособить свои мастерские к нуждам военного времени и начать выпуск продукции, предназначенной для фронта. На Московском механическом заводе из недорогих и практичных материалов – латуни, меди, шпиатра,  наладили производство предметов сугубо функционального назначения. В основном это была полевая  посуда: кружки, котелки, кастрюли, самовары, чайники, примусы, тазы, умывальники. Выпускались и наградные предметы – пепельницы, подстаканники, портсигары из меди с изображением российского герба и памятной надписью «Война 1914 г.» и «Война 1914–1915». Такие изделия дарились солдатам и офицерам действующей армии при посещении императором Николаем II театра военных действий. Предметы солдатского обихода были недорогими и очень практичными. 

 – Заслуживает внимания тот факт, что, несмотря на утилитарное назначение, относительную дешевизну материалов и большие объемы производства, все предметы отличались высоким качеством и элегантностью исполнения. Военное ведомство неоднократно ставило в пример продукцию фирмы за мастерство изготовления, – говорит хранитель коллекции «Металл» Екатерина Стадлер.   /По материалам отдела по связям с общественностью ГМЗ «Царское Село»/ 

ПРИДВОРНЫЙ ЭКИПАЖ 

ЛАЗУРИТОВЫЙ ПОРТАЛ ЛИОНСКОГО ЗАЛА ЕКАТЕРИНИНСКОГО ДВОРЦА ВОССТАНОВЛЕН

В Екатерининском дворце завершена реставрация портала из лазурита, который украшает одну из дверей знаменитого  Лионского зала. «Лионский зал по значимости сравним для музейщиков с Янтарной комнатой», — сказала на открытии директор ГМЗ«Царское Село» Ольга Таратынова, — «Во время войны лазуритовая отделка стен была полностью уничтожена», подчеркнула она. Лионский зал – один из самых совершенных интерьеров, созданных архитектором Чарльзом Камероном – входил в число личных апартаментов Екатерины II наряду с Арабесковым и Китайским залами, Серебряным и Синим кабинетами. Проект реставрации Лионского зала был подготовлен
в 1983 году под руководством главного архитектора музея Александра Кедринского (1917 – 2003); корректировку проекта произвели в 2006–2007 годах. 150 кг лазурита потребовалось для мозаичного набора.Работы по его изготовлению выполнены реставраторами «Царскосельской янтарной мастерской». Для восстановления всего декора Лионского зала требуется 3,5 тонны лазурита. Воссоздание одного из порталов – первый шаг к возвращению исторического облика парадного интерьера. На сегодня из убранства зала сохранилось 25 предметов, выполненных с использованием лазурита. Паркет, похищенный из Лионского зала в годы войны, обнаружили в Берлине и в 1947 году вернули в Царское Село. Два паркетных щита выставлены в зале, остальные находятся в фондах.Воссоздание одного из порталов – первый шаг к возвращению исторического облика парадного интерьера.

ПОТЕШНЫЕ ОГНИ И РОМАНТИЧЕСКИЕ СВЕЧИ ЕКАТЕРИНИНСКОГО ПАРКА

 В Екатерининском парке 18 февраля 2017 года прощались с зимой или встречали весну, в четвертый раз проводя «Зимний вечер света». Екатерининский парк встречал гостей подсвеченными деревьями, сказочным запахом иллюминационных свеч и загадочными силуэтами дам и кавалеров, которые создавали таинственную

А_ Ночь Царское Село DSC_0023романтическую атмосферу. Много молодых семей с детьми пришли на праздник — с 18.00 до 21.00 вход в парк был свободным. На аллее рядом с Зеркальными прудами выступали на фоне Екатерининского дворца артисты «огненного» театра, на фасаде павильона «Эрмитаж» двигались огромные тени артистов театра «Малый Трианон», которые представили театральное представление на  Ночь Царское Село DSC_0076площадке перед пред павильоном. 

Проведение иллюминаций и фейерверков имеет в России давнюю традицию. Петр I очень любил «потешные огни», во время правления Елизаветы Ночь Царское Село _ _ _DSC_0195Петровны фейерверки и иллюминации стали частью театрализованных представлений. При Екатерине II «огненные упражнения, как и вообще все искусство фейерверков, достигли такой высокой степени совершенства, какого до сих пор… кроме российского императорского двора, нигде в другом месте не видано еще и неизвестно», – писал академик Российской Академии наук, один из первых историков русского искусства, мастер фейерверков Якоб фон Штелин.

А_ Ночь Царское Село DSC_0092А _ Ночь Царское Село DSC_0104А _ Ночь Царское Село DSC_0054

 

 

 

 

 

Ночь Царское Село DSC_0205 18 февраля в одно и то же время огни зажглись в шести резиденциях – Царском Селе, «Королевских Лазенках» в Варшаве, Парке князя Пюклера в германском Бад-Мускау, поместье князя Гуна в Пекине и замке в Люневиле (Франция), датском дворце Фредериксборг. Идея проведения праздника родилась в 2013 году в Варшаве на встрече директоров музеев Польши, России, 

cropped-А-_-ЗАСТАВКА-_-_-_-НОЧЬ-DSC_0051.jpgФранции, Германии и Китая. «Царское Село» присоединилось к красивой акции в 2014 году.

А _ Ночь Царское Село DSC_0167В 2018 году праздник будет отмечать первый юбилей. Если не удалось побывать на празднике в этом году, обязательно приходите на следующий год — не пожалеете. /Фоторепортаж Калясиной Людмилы 18.02.2017/ 

 

У этой страницы есть некоторые подстраницы.

Ваш отзыв