Александр Петров и Павел Бубельников

Марина Корнакова

ОЧАРОВАННЫЕ СТРАННИКИ

Во главе Санкт-Петербургского государственного детского музыкального театра «Зазеркалье» уже 33-й сезон стоят его создатели, ныне народные артисты России художественный руководитель Александр Васильевич Петров и главный дирижёр Павел Аронович Бубельников. Оба в этом сезоне – юбиляры: 31 октября А.В. Петрову – 70 лет, а 9 ноября П.А. Бубельникову – 75.

Нетрудно сосчитать, какую часть своей жизни каждый из них отдал «Зазеркалью», заложив фундамент, сформировав лицо и выстроив историю театра, без которого уже не представить культурное поле Петербурга. Но была ещё и предыстория: совместная педагогическая работа Петрова и Бубельникова в Театральном институте (тогда – ЛГИТМиКе) по уникальным авторским методикам. Первый же их выпуск курса «Актёр музыкального театра» в 1987 году и стал ядром новорождённого театра «Зазеркалье». А.В. Петров сегодня – профессор Театрального института (ныне – РГИСИ), многие его ученики работают не только в «Зазеркалье», но и в ведущих музыкальных театрах в России и за рубежом.

С благодарностью говорит о своих учителях Елена Прокина – до начала 1990-х годов солистка Мариинского театра, певшая здесь Дездемону в вердиевском «Отелло» в дуэте с Пласидо Доминго-Отелло, а затем выступающая на самых престижных сценах мира в партнёрстве с крупнейшими режиссёрами, дирижёрами, солистами: «Курс Александра Петрова и Павла Бубельникова в ЛГИТМиКе – это та уникальная база, которая мне помогает во всех, даже исключительно сложных ситуациях… Они научили меня мыслить. После столь интенсивной школы я никогда больше не встречала актёрского образования подобного уровня».

«Они научили меня мыслить…» – могут произнести о спектаклях «Зазеркалья» и зрители, дети и взрослые. Вряд ли в России есть музыкальный театр, где детская и взрослая афиши столь же равноценны по объему и качеству, как в «Зазеркалье»: «Создав в 1987 году «Зазеркалье», Александр Петров и дирижер Павел Бубельников сделали подарок всему городу на Неве. С тех самых пор культурная идентичность маленьких петербуржцев формируется на их спектаклях. Удивительно, но сравнить «Зазеркалье» на театральной карте России не с чем. Серьёзный музыкальный театр, гарантирующий высочайшее качество вокала и оркестра, открывающий новые, плохо известные или никогда не исполнявшиеся в России партитуры, «Зазеркалье» при этом даёт радость семейного просмотра, изысканную и глубокую режиссуру, легкость и естественность драматической игры, виртуозность пластики. <…> Вообще философия «Зазеркалья» – это целостность человеческого существа, без различия возраста и опыта» (Алёна Карась. «Ария Робинзона». Российская газета. 2013. 9 сентября).

Петров и Бубельников сразу превратили «Зазеркалье» в подлинную лабораторию современного музыкального театра для детей, где на протяжении трёх десятилетий зрителям представляют новые сочинения. Здесь начиналась сценическая судьба опер и мюзиклов Сергея Баневича, Ольги Петровой, Игоря Рогалёва, Ефрема Подгайца, Романа Львовича, Владимира Баскина, Ирины Цеслюкевич, Дмитрия Жученко, Сергея Плешака и других, чаще всего молодых авторов, в том числе сегодняшних – Анастасии Беспаловой и Ильи Партаса. Спектаклем, которым открывался театр в 1987 году, была опера молодого Леонида Десятникова «Браво, брависсимо, пионер Анисимов, или Никто не хочет петь». Затем – его же «Витамин роста» по стихам Олега Григорьева. В 1989 году Десятников оркестровал «Детский альбом» Чайковского для одноименного зазеркальского спектакля, который украшает афишу театра по сей день и по-прежнему живёт и дышит особым ностальгическим напряжением чувств.

Взрослый репертуар – это оперные шедевры, обеспеченные вокальным и актёрским мастерством труппы, уровнем оркестра. В каком еще оперном театре один и тот же артист сегодня поёт Незнайку, а завтра – Папагено, или Няню – и Кармен, Змею Нагайну – и Иоланту, Свинопаса – и Ленского, Крошечку-Хаврошечку – и Марфу в «Царской невесте»? А в «Зазеркалье» так работают практически все. Чем шире и сложнее задачи, тем изощрённее актёрская огранка, которой славятся солисты «Зазеркалья», несмотря на молодость. И никакие Винни-Пухи в детских спектаклях не мешают им блистать и побеждать на крупных международных конкурсах вокалистов, завоёвывать овации зрителей в родном театре.

В «Зазеркалье» приходят те, кто действительно любит оперу. Постоянная публика театра знает, что тут её не обманут мишурой оперного пафоса и привычными оперными несуразностями. Здесь отворяют в зрителе безграничность души, побуждая думать и вглядываться в самих себя. В режиссуре Александра Петрова, ставит ли он сияющий радостью «Любовный напиток» или русскую трагедию «Царская невеста», всегда проложен внутренне подробный, безошибочный путь к сердцу зрителя. А оркестр Павла Бубельникова одухотворяет это душевно-чувственное переживание зала, довершая ощущение горячей сопричастности публики тому, чем живут герои спектакля. Наряду с такими широко известными операми, как «Богема» и «Мадам Баттерфляй», «Евгений Онегин» и «Иоланта», «Так поступают все» и «Волшебная флейта», «Сказки Гофмана» и многие другие, зрители «Зазеркалья» вкушают и оперные раритеты. Среди них –блестящие виртуозные оперы Россини: «Золушка» (где еще услышишь её, кроме «Зазеркалья»?), «Итальянка в Алжире» (первое исполнение русской труппой: прежде опера ставилась в России лишь в XIX веке, притом силами иностранных трупп), «Газета» (первая постановка в России). Единственная в своём роде опера Гершвина «Порги и Бесс» уже много лет в Петербурге идёт также только на сцене «Зазеркалья».

Театр Петрова и Бубельникова – это не только зрительское признание (как дома, так и на гастролях, в том числе московских – на Новой сцене Большого театра в 2013 и 2016 годах). Спектакли трижды удостаивались премии Правительства Санкт-Петербурга, многократно – премий «Золотая маска» и «Золотой софит», наград фестиваля «Театры Санкт-Петербурга – детям». В 2013 году театр стал лауреатом Специальной премии СТД РФ «За весомый вклад в развитие детского театра России».

О «Зазеркалье», где за 30 с лишним лет поставлено около 100 спектаклей для зрителей всех возрастов, можно смело говорить как о театре, одухотворяющем жизнь петербуржцев. Но и сам Петербург – неотъемлемая от «Зазеркалья» культурная почва, живой источник образности. Петербургская укоренённость спектаклей Петрова и Бубельникова неотделима от их собственных корней – семейных, театральных, культурных. Оба родились в этом городе, оба – продолжатели творческих династий.

Родители Павла Бубельникова были музыкантами. Отец – Арон Соломонович Бубельников, известный оперный дирижер, педагог, профессор Ленинградской консерватории. Долго работал дирижёром в Оперной студии, где Павел Бубельников и пропадал с раннего детства у отца на репетициях и на спектаклях, знакомясь не только с репертуаром, но и с профессиональной изнанкой музыкального театра. Окончив в 1962 году консерваторскую школу-десятилетку (среди одноклассников были Марис Янсонс, Владимир Спиваков, Юрий Кочнев, Эдвард Чивжель, Соломон Волков), Павел Бубельников поступил в консерваторию как пианист, а затем – на дирижёрский факультет к легендарному профессору Илье Александровичу Мусину. Ещё студентом он начал свою дирижёрскую деятельность в Оперной студии, а в 1968 году – в Малом оперном театре.

Династия Петровых – это художники, архитекторы, режиссеры, музыканты. Двоюродный дед Александра Петрова – Николай Васильевич Петров, знаменитый «Коля Петер», крупный режиссер, начинавщий в театрах «Бродячая собака», «Привал комедиантов», «Вольная комедия», ассистент Мейерхольда, директор и худрук Александринского театра (в то время – Акдрамы), главный режиссер Театра Сатиры в

Москве, педагог, профессор ГИТИСа. Его брат, дед Александра Васильевича Петрова и его полный тёзка – театральный художник, соратник «Коли Петера» в театре «Вольная комедия» и в кабаре «Балаганчик» при этом театре, где они работали вместе с Юрием Анненковым и Николаем Евреиновым, архитектор, автор и иллюстратор детских книг. Мама и папа Александра Петрова, богато одарённые музыкально, по профессии были архитекторами. Василий Александрович Петров – автор многих проектов, в том числе соавтор памятника А.С. Пушкину на площади Искусств (архитектор проекта), созданного совместно со скульптором Михаилом Аникушиным, архитектор станций метро «Пушкинская» и «Московские ворота», первый главный художник города Ленинграда, замечательный педагог, много лет преподававший в Мухинском училище.

Как и Павел Бубельников, Александр Петров учился в школе-десятилетке при консерватории. Поступил в Театральный институт на режиссуру музыкального театра, а спустя два года – в консерваторию на оперную режиссуру к незаурядному мастеру Эмилю Пасынкову. Уже со второго курса работал в Малом оперном театре – и второкурсником поставил здесь «Иоланту».

Судьба свела Александра Петрова и Павла Бубельникова ещё в начале 1970-х, задолго до «Зазеркалья», именно здесь – в Малом оперном театре, где вместе они работали над спектаклями, где жизнь всерьёз испытывала их на прочность и выковывала их общие человеческие и художественные ценности.

Общему пути режиссёра и дирижёра более 45 лет – факт сам по себе исключительный и сокрушающий незыблемое мнение о родовом конфликте режиссёрской и дирижёрской профессий. Аналогов такого тандема, пожалуй, не найти!

В своих театральных странствиях, земных и духовных, юбиляры связаны в главном: чудесным образом оба они десятилетиями сохраняют редкий человеческий дар взаимного слуха, доверия и уважения художников друг к другу и, пожалуй, самое дорогое – молодую очарованность театром и музыкой.

Обсуждение закрыто.