В первый день февраля 2021 года Музей-заповедник «Царское Село» передаёт музею-заповеднику «Гатчина» 18 предметов на временное хранение и один – на постоянное. Среди этого бесценного собрания 4 предмета из исторической коллекции Гатчинского дворца, которые были выставлены здесь вплоть до июня 1941 года.

Остальные экспонаты отобраны в фондах «Царского Села» специально для того, чтобы дополнить экспозицию «Гатчины».

На постоянное хранение в экспозицию Центрального корпуса Гатчинского дворца возвращается мраморный барельеф с изображением Екатерины II, на временное хранение передаются бронзовые скульптуры «Лисинский медведь», «Шотландский охотник с убитой лисицей в руках» и «Бегущий охотник с собаками» из исторической коллекции Гатчинского дворца-музея.
Барельеф Екатерины II. Этот раритет в XVIII выполнил итальянский мастер Джованни Антонио Чибеи. До 1941 года скульптурный портрет императрицы занимал центральное место в Туалетной Марии Федоровны. В белоснежном мраморе скульптор изобразил государыню в горностаевой мантии, с Андреевской звездой на груди, голову Екатерины Алексеевны венчает малая корона, а причёска украшена эгретом – ювелирным украшением, похожим на брошь. Рама из жёлтого мрамора как будто вторит золоченому багету подобных живописных парадных портретов императрицы. После открытия Туалетной в 2007 году место барельефа над камином долгое время пустовало. Последние годы музей-заповедник «Царское Село» несколько раз предоставлял мраморный портрет в Гатчину для временной экспозиции, и вот, наконец, изображение Екатерины II возвращается на своё историческое место.
Остальные предметы будут экспонироваться в Арсенальном зале. Это самое просторное помещение Гатчинского дворца, его площадь – свыше 600 квадратных метров, расположен зал в Арсенальном каре. Реставрация Арсенального зала завершена в 2020 году, сейчас в интерьере идут работы по оформлению постоянной экспозиции. В ХIХ веке во время пребывания императорской семьи в Гатчине Арсенальный зал становился центром дворцовой жизни. Массивные столбы-пилоны условно разделяют пространство и создают отдельные уютные уголки. В одном прямо к потолку крепились качели, в другом была установлена деревянная катальная гора «Парнас» с отполированной поверхностью для скольжения; в третьем – круглый стол был окружен мягкими креслами с красной бархатной обивкой, где дамы читали вслух и занимались рукоделием; в четвёртом мужчины играли на бильярде… К сожалению, многое из подлинной обстановки не было эвакуировано, а сохранившиеся предметы после Войны оказались в собраниях других музеев.
Сотрудники музея-заповедника «Гатчина» признательны своим коллегам из «Царского Села», так как среди переданных экспонатов есть несколько скульптур и скульптурных групп, которые до 1941 года были в экспозиции Гатчинского дворца.
Три из них объединены темой охоты – традиционным и любимым занятием многих членов императорской семьи, в том числе императоров Александра II и Александра III. Бронзовые скульптуры выполнены в реалистичной манере выдающимися скульпторами-анималистами второй половины XIX века Николаем Либерихом и Пьером-Жюлем Мэном. Для кабинетной пластики этого периода характерна точная передача внешнего вида животных, а также эмоциональности и динамики персонажей.
Особенно интересна скульптура «Лисинский медведь». Она создана на основе реальной истории, которая произошла с Александром II на охоте близ деревни Лисино (сейчас – Лисино-

корпус) в 1865 году, о чём на подставке даже есть накладка с надписью. В честь счастливого избавления от опасности в схватке императора с медведем художник Либерих выполнил эту фигуру, которая была отлита на бронзолитейной фабрике Роберта Кохуна в Санкт-Петербурге. Скульптура медведя была необычайно популярна, неоднократно тиражировалась, в том числе в чугуне. Была представлена в списке произведений Н.Либериха на Лондонской международной выставке в 1872 году. В Арсенальном зале Гатчинского дворца она занимала особое место, для нее даже специально был заказан металлический кронштейн.
Скульптурная группа «Шотландский охотник с убитой лисицей в руках» выполнена в Париже французским скульптором Мэном в 1861 году. Центральный персонаж – охотник, который держит в поднятой руке добытый трофей. До эвакуации была выставлена в комнатах Александра II в Арсенальном каре Гатчинского дворца (интерьер не сохранился).
Скульптурная группа «Бегущий охотник с собаками» западноевропейской работы также изображает сцену

охоты – бегущего юношу с охотничьим рогом через плечо, который держит на привязи двух собак. До эвакуации была также выставлена в комнатах Александра II.
Среди переданных предметов мебельного убранства – напольные часы (Великобритания, вторая половина XVIII века) и две подставки (Россия. 1910-е гг.). Эти вещи типичны для обстановки особняков и дворцов второй половины XIX века, где часто можно было встретить предметы различных стилей, времени и назначения, а кроме того, предметы такого типа как раз и находились в Арсенальном зале. В частности, английские напольные часы из красного дерева могли соседствовать с украшенными латунными тягами парными подставками в стиле «русский Жакоб», которые служили пьедесталами для разнообразных осветительных приборов, скульптуры малых форм, предметов из фарфора.
Кроме того, в Гатчину «переезжают» шесть металлических подсвечников, а также чернильный прибор (Россия, конец XIX века). Это типичные «кабинетные» вещи своего времени, которые можно было увидеть в жилых интерьерах русской аристократии.
В мероприятии приняли участие:
— директор музея-заповедника «Царское Село» Ольга Владиславовна Таратынова
— директор музея-заповедника «Гатчина» Василий Юрьевич Панкратов,
— научные сотрудники.
По материалам пресс-службы музея-заповедника «Гатчина»