Три дня без выстрела на Кавказе

Н.Якимчук и Д.Шагин Доме актёра им.К.С.Станиславского (Невский, 86)состоялся премьерный показ фильма «Митёк в Алании». С некоторых пор нет необходимости объяснять, что Алания (не путать с турецкой Аланьей!) — Северная Осетия. Также, наверное, нет необходимости объяснять, что «Митек» — Дмитрий Шагин, три десятилетия назад объединивший питерских художников-неформалов в группу «Митьки». Документально-игровую полнометражную картину задумал и создал режиссер (художник, поэт, прозаик, драматург, книгоиздатель, учредитель двух престижных премий – Н.ЯкимчукЦарскосельской и «Петрополь») Николай Якимчук. Николай Алексеевич и сам не единожды становился лауреатом различных премий, фестивалей и конкурсов, включая «Нику» и международные. Кому-то может показаться странным, но минувшим летом Дмитрий Шагин впервые побывал в Северной Осетии-Алании. Большой, добродушный человек, в какие-то моменты, по-детски наивный, он воспринимал и принимал трехдневное (или четырехдневное?) пребывание на Кавказе как путешествие в некую сказочную страну. Оператор Вадим Сосновских запечатлевал чуть ли не каждый шаг художника, его восторженные глаза и слова, философские размышления, братание с людьми и с землей, но требовательный к себе и к другим художник (в широком смысле слова) режиссер свел повествование к традиционным полутора часам. «Кавказ – удивительное место! – говорил Шагин после премьеры. – На Кавказе жить бы и жить, да радоваться жизни! Но и там льется кровь…» Самый трогательный момент (эпизод) – пребывание Дмитрия Владимировича в Городе Ангелов, на кладбище, где покоятся дети-жертвы теракта в Беслане. В картину органично включены фотографии молодой осетинской «фотографини» Алисы Гокоевой из цикла «Беслан. Точка жизни»; на снимках женщины, школьницами пережившие и уцелевшие 1 сентября 2002 года, ныне – матери, со своими детьми…На премьере Дмитрий Владимирович сидел в первом ряду, я – в третьем, «по диагональке» от него, и мне было хорошо видно, как этот могучий человек тыльной стороной ладони стирал слезы со щеки. На обсуждении фильма художественный руководитель Дома актера Нелли Бродская призналась: «У меня весь фильм стояли слезы на глазах, а в какие-то моменты перехватывало дыхание.» Лестных отзывов прозвучало – хоть отбавляй! Зрители отмечали как мастерство создателей картины, так и «свет», «тепло», которыми она пропитана. Одна же женщина вспомнила двух поэтов, великого, «наше все», – Александра Сергеевича Пушкина, и, к сожалению, несправедливо ныне подзабытого, Михаила Александровича Дудина: «Должны же, наконец, «народы, распри позабыв, в великую семью объединиться» (Пушкин)! Пора бы уже объявить «всенародный праздник – День без выстрела на земле» (Дудин). Кстати, когда Шагина попросили назвать «основную черту» осетин, он ответил: доброжелательность. В фильме много музыки; звучат старинные осетинские песни, звучат песни в исполнении ЮрияД.Шагин Шевчука, Вячеслава Бутусова, Дмитрия Шагина. Картина посвящена памяти Сергея Бодрова-младшего, погибшего в 2002-м в Кармадонском ущелье на съемках фильма «Связной» — во время схода ледника…В Доме актера «Митьку в Алании» предшествовал короткометражный фильм Николая Якимчука «Достобродский», опять же документально-игровой, где режиссерскому замыслу «соединения» Достоевского с Бродским способствовал заслуженный артист России Леонид Мозговой. Леонид Павлович вспоминал Иосифа Александровича, рассуждал о его творчестве и при этом перевоплощался в Смешного – главного персонажа спектакля, поставленного режиссером Людмилой Мартыновой по рассказу Федора Михайловича «Сон смешного человека». /Владимир Желтов, фото автора/

 

Ваш отзыв

Ваш отзыв