«Страсти по Советскому Союзу» — продолжение музыкально-исторической эпопеи на гражданскую тему «Русский мир»

На сцене Большого зала филармонии состоялась премьера. Андреевский оркестр и композитор Виктор Плешак 12 декабря представили петербуржцам масштабное произведение на гражданскую тему – ораторию «Страсти по Советскому Союзу».

«Страсти по Советскому Союзу» стали седьмой частью музыкально-исторической эпопеи на гражданскую тему «Русский мир», над которой композитор работал в последние несколько лет, осмысляя важнейшие вехи становления и развития нашего Отечества. Вошедшие в эпопею сочинения – поэтория «Страсти по русской революции 1917 года», оратория «Когда звонят колокола», вокально-симфонический диптих «Моя Россия», оратория «Ленинградки», посвященная блокаде нашего города и др. – были созданы автором по специальному заказу Андреевского оркестра и с успехом исполнены в Санкт-Петербурге.

Виктор Васильевич – и композитор, и либреттист своего сочинения. В основу «Страстей» легли стихотворения советских поэтов, в том числе А. Ахматовой, В. Маяковского, В. Соловьева, Н. Заболоцкого, «злободневные частушки», текст рассказа Б. Лавренёва «Сорок первый».

Виктор Плешак говорит о новом сочинении:

«Я родился в Советском Союзе. Это время моего детства, юности, молодости, а значит, лучшее в жизни. Я получил от Советской власти хорошее бесплатное образование. А учился – в лучших вузах страны и у лучших учителей и педагогов. Вступление в Союз советских композиторов дало мне возможность заниматься любимым делом – писать музыку! Государство щедро оплачивало нелегкий композиторский труд. Я ездил на премьеры своих произведений по всему необъятному Союзу и всегда встречал самый гостеприимный прием, будь то Украина, Белоруссия, Казахстан, Грузия, Эстония, Молдавия, Узбекистан, Латвия. Я построил кооперативную квартиру, посадил дерево, вырастил двоих сыновей. У моих родителей была достойная пенсия. Я был на БАМе, Атоммаше, выступал в прямом эфире перед космонавтами, победил во Всесоюзном конкурсе на лучшую песню о военно-морском флоте. Плакал со всеми, когда умер Сталин, и помню, как его с позором выносили из мавзолея; радовался словам Хрущева о том, что «нынешнее поколение будет жить при коммунизме», и чуть не провалился на экзамене по научному коммунизму, не захотев выучить программу партии, где была откровенная ложь. Мне был симпатичен Брежнев в начале его пути, и я возмущался со всеми, когда нам показывали «живой труп» на трибуне мавзолея в конце его царствования. Много было недостойного такой великой страны, как наша. Бесконечный дефицит и очереди, железный занавес, репрессии, большая внушаемость от безудержной пропаганды… «Лучом света» показалось появление «молодого» Горбачева!.. 8 декабря 1991 года на премьере моей оперы в Челябинском театре оперы и балета я услышал: «Советского Союза больше нет!»

… В советское время на худсоветах у меня не принимали песни о любви, считая, что их могут писать только народные артисты СССР – Бабаджанян, Паулс и другие. А мое дело – комсомол, Родина, БАМ, армия и флот. В сегодняшней оратории песни о любви проходят сквозной нитью, связывают разделы и части. Многое пришлось сократить, ведь тема необъятная. Но осталось то, что наиболее близко мне эмоционально».

Вместе с Андреевским оркестром под управлением народного артиста России Дмитрия Хохлова в премьере «Страстей по Советскому Союзу» приняли участие солисты Мариинского и Михайловского театров, хор студентов Санкт-Петербургской консерватории под руководством профессора Сергея Екимова, а также сам автор – Виктор Плешак, который выступил, как музыкальный «рассказчик», исполнив партию фортепиано. /Фото Владимира Желтова 12.12.2019/

Ваш отзыв

Ваш отзыв