Литография Большой дворцовой библиотеки Павловского дворца

Литографии «Аббатство Сент-Уэн в Руане» после реставрация

Завершилась реставрация литографии «Аббатство Сент-Уэн в Руане». Эстамп напечатан в Мюнхене – колыбели литографского искусства. Он исполнен известными мастерами-литографами Г. Краузом и Й. Зельбом по оригиналу Д. Квальо. созданной в 1827 году.

Реставрацией эстампа занималась специалист музея-заповедника «Павловск» Светлана Севастьянова, которая провела множество восстановительных операций – удаление поверхностных загрязнений, промывку листа, обработку специальными составами для удаления желтизны и последующей защиты от негативного воздействия. Работы по соединению разрывов и восполнение утрат бумаги проводились на световом столе.

Литографии «Аббатство Сент-Уэн в Руане» до реставрация

Все участки были упрочнены японской реставрационной бумагой. Наибольшую сложность в работе представлял обширный разрыв в левой части листа. Для совмещения всех линий изображения края разрыва соединили с лицевой стороны. Под постоянным контролем лист увлажнили до необходимого уровня. Восполненные утраты тонировали в цвет авторской бумаги. Перед возвращением в хранилище отреставрированная литография «Аббатство Сент-Уэн в Руане» помещена в паспарту из бумаги архивного качества. ***Литография – одна из самых молодых печатных техник (ей немногим больше 220 лет).  Она доступна и позволяет получать большие тиражи без потери качества отпечатка. Литография или «химическая печать», как называл ее сам создатель – Алоиз Зенефельдер, изобретена в 1796 году и предназначалась в первую очередь для тиражирования нот и текстов. Название литография – (от др.-греч. λίθος «камень» и γράφω «пишу, рисую») закрепилось за новой техникой в 1803 году. Новизна изобретения – в использовании плоской печатной формы – плиты шлифованного известняка, с которой покрытый типографской краской рисунок под давлением переносится на бумагу.Зенефельдер также создал рецептуру литографских чернил и придумал литографский карандаш, предопределивший дальнейшее развитие литографии как техники художественной печати. Литография постепенно из доступного способа тиражирования превратилась в средство популяризации памятников искусства: с помощью литографии издавались многочисленные «живописные путешествия» и галереи живописи. Со временем литография стала одной из самых распространенных техник печатной графики.

Эстамп «Аббатство Сент-Уэн в Руане» напечатан в Мюнхене – колыбели литографского искусства. Интересен и сюжет литографии. Руан – город, расположенный на севере Франции — столица Нормандии, «Афины готического стиля». Аббатство Сент-Уэн — один из хорошо известных памятников архитектуры средневековья, по красоте и значимости он соперничает с Руанским собором. Считается, что крупноформатные литографии (размер эстампа «Аббатство Сент-Уэн в Руане» 64,9 х 81,5 см) чаще всего украшали интерьеры, однако в собрании Павловска этот лист хранился в собрании библиотеки.

/По материалам отдела маркетинга ФГБУК Государственный музей-заповедник «Павловск»/

Ваш отзыв

Ваш отзыв