Электрический трамвай Федора Пироцкого

1 марта 2020 года исполнилось 175 лет со дня рождения изобретателя электрического трамвая Фёдора Аполлоновича Пироцкого, который свои опыты по запуску трамвая впервые поставил в Петербурге. 

 Летом 1876 года на заброшенной ветке железной дороги, ведущей от Сестрорецка к пристани, Пироцкий заставил работать двигатель, находившийся уже в километре от источника питания, показав что электроэнергия, передаваемая   на расстояние, может заставить вращаться колёса экипажа, движущегося по рельсам. Пироцкий подал «заявку на привилегию» и изложил свои выводы в статье. 

В 1880 году опыты передачи электроэнергии по системе Пироцкого были продемонстрированы на первой электротехнической выставке в Соляном городке (в районе нынешней ул. Пестеля), и были оценены братьями Сименс. Спустя год совладельцы фирмы применили изобретение русского инженера на небольшой линии, связавшей Берлин с его пригородом Лихтерфельдом.

Фёдор Пироцкий перешёл от исследований к созданию самого трамвая, и 22 августа (3 сентября) 1880 года в прессе появилось легендарное сообщение: «…в Санкт-Петербурге, на Песках, на углу Болотной улицы и Дегтярного переулка, г. Пироцким первый раз в России  двинут вагон электрической силою, идущей по рельсам, по которым катятся колёса вагона». Для этого опыта был использован вагон, переделанный из вагона конки с империалом. Несмотря на большую нагрузку — 40 пассажиров – он двигался со скоростью около 36 км/ч. Из отчётов следует, что опыты продолжались 1, 14, 15, 16 сентября.

«Горожане были в восторге от новинки, Пироцкий торжествовал, друзья прочили большое будущее его детищу. Изобретателю пожимали руки, поздравляли…Увы, всё это оказалось преждевременным», —  отмечал в своей книге «Этот новый старый трамвай» Яков Годес.

Появление электрического трамвая было очень невыгодно городским монополистам, владельцам конно-железных дорог — ситуация была характерна для многих других городов России. Поэтому, несмотря на распространение трамвая в мире, в России его внедрение задерживалось.

В Петербурге эксплуатация электрического трамвая началась только в 1907 году – после того, как в результате судебных тяжб город выкупил права у владельцев конно-железных дорог. К сожалению, сам Пироцкий до этого момента не дожил.

 

 

 

 

 

В Петербурге имя талантливого инженера увековечено в названии сквера напротив «Невской ратуши», расположенного на пересечении Кирочной, Новгородской улицы и Дегтярного переулка, где Фёдор Пироцкий с успехом проводил свои опыты по запуску трамвая.

Жители Центрального района предложили увековечить имя Пироцкого в рамках проекта «Твой бюджет» созданием уникального пешеходного пространства в Центральном районе Санкт-Петербурга, установкой брусчатки и рельсового полотна, а также памятника Ф.А. Пироцкому — изобретателю трамвая.

Местные активисты центрального района нанесли его портрет на один из уличных шкафов, чтобы защитить объект от несанкционированной рекламы и при этом напомнить о связи Дегтярного переулка с созданием российского трамвая.

Посетителям Музея городского электрического транспорта об эксперименте Фёдора Пироцкого напоминает копия вагона конки под номером 114.  «Конка» именно с таким номером стала первым в мире электрическим трамваем, запущенным петербургским инженером. /По материалам пресс-служба СПб ГУП «Горэлектротранс» 02.03.2020/

 

Ваш отзыв

Ваш отзыв