Демонтаж на реставрацию картины М.В. Нестерова «Святая Русь»

Русский музей при поддержке ПАО «Газпром» начинает реставрацию знаменитой картины М.Нестерова «Святая Русь».  Полотно из зала №68 корпуса Бенуа отправится в реставрационную мастерскую на наб. канала Грибоедова, д.2, на полгода. На данный момент произведение вследствие процессов естественного старения требует проведения комплексной реставрации. Специалисты Русского музея изготовят новый подрамник, устранят дефекты и загрязнения холста, укрепят красочный слой, удалят старые реставрационные записи и тонировки, восстановят живописный слой в местах утраты. Это первая масштабная реставрация произведения с момента поступления в Русский музей в 1921 году.
После проведения реставрационных работ картина вновь займет свое место на постоянной экспозиции Русского музея.        

О картине М.В. Нестерова «Святая Русь» (1901-1905)
Картина выдающегося художника Михаила Нестерова «Святая Русь» по праву считается одним из главных живописных произведений Серебряного века русской культуры. Сам Нестеров говорил о своей работе следующим образом: «Картина сложная во всех отношениях, после нее хоть и на покой – все главное будет сказано». Действие происходит на фоне северного зимнего пейзажа. К Христу, окруженному наиболее почитаемыми на Руси святыми заступниками — Николаем, Сергием и Георгием, пришли богомольцы. На основе натурных этюдов на Соловках и в Хотькове художник сумел создать убедительные образы собравшихся. Здесь можно увидеть и людей особенно близких автору. Прототипами женских образов стали мать художника (в картине схимо-монахиня), его сестра (женщина в ковровом платке) и няня (женщина в платке в центре картины, с ее обликом мастер связывал свое представление о русской красавице). Изображения Христа и святых кажутся сошедшими со стен храмов, росписям которых Нестеров по собственному его признанию отдал пятнадцать лет жизни. (Нестеров совместно с другими художниками работал во Владимирском соборе в Киеве, в храмах Марфо-Мариинской обители в Москве и в Абастумане на Кавказе). Эта работа сыграла важную роль в судьбе живописца. Во время первого показа еще не законченной работы на нее пришла посмотреть Екатерина Петровна Васильева, спустя несколько месяцев ставшая женой Нестерова.
   «Святая Русь» была показана широкой публике на персональной выставке художника в 1907 году в Петербурге. Неоднозначная картина вызвала ожесточенные споры в обществе. Например, Николай II по достоинству оценил работу Нестерова, а Лев Толстой воспринял картину негативно. Прогрессивные круги увидели в этом выразительном полотне попытку примирения с несправедливой российской действительностью. 
   Прямо с выставки произведение было приобретено для Музея Императорской Академии художеств. В 1909 году картину отправили на Международную выставку в Мюнхен, где она получила золотую медаль 1-й степени и была воспроизведена во многих зарубежных изданиях. В 1921 году «Святую Русь» передали в Русский музей, и там она заняла достойное место в основной экспозиции. В конце 1920-х годов произведение было убрано в фонды, где находилось до конца 1980-х годов, а затем стало вновь доступно для посетителей музея. /По материалам пресс-службы ГРМ/

Ваш отзыв

Ваш отзыв