Александр Бенуа. К 150-летию со дня рождения

В Михайловском (Инженерном) замке открылась выставка произведений Александра Бенуа (1870 — 1960) – художника, критика, историка искусств, основателя и идеолога художественного объединения «Мир искусства», представителя прославленной творческой династии, ярчайшего деятеля Серебряного века русской культуры.

На экспозиции представлены живописные и графические произведения 1890-х – 1930-х из коллекции Русского музея В его работах . В его работах вся многогранность увлечений и интересов мастера.

Мир театра, холсты, представляющие излюбленнаую тема Бенуа – эпоху Короля-Солнца – «Маскарад при Людовике XIV» (1898), эскизы монументальных росписей возведенного в Москве Казанского вокзала.

В 1905-07-м главное место в занятиях Бенуа занимала живопись. Одну из групп пейзажей тех лет составили изображения Версаля. «Героями» версальских этюдов, представленных на выставке, являются сам величественный парк, фонтаны и бассейны и «населяющие» их скульптуры. Бенуа любил эту сотворенную волей человека природу в солнечные часы, но чаще изображал в серые дни лета, в сумраке осени и зимы.

Ретроспективные произведения Бенуа всегда рождались на конкретном историческом материале, и его очень волновала передача атмосферы ушедшей жизни. Это с особой силой сказалось в знаменитом цикле акварелей и гуашей «Последние прогулки короля Людовика XIV» (1897), которые Бенуа создал во Франции под впечатлением от Версаля. Художник принципиально не выбирал для своих композиций значительные события из жизни Короля-Солнца: для него был важнее дух времени, аромат эпохи («Людовик XIV. Кормление рыб», «Версаль. У Курция»). Бенуа даже не всегда акцентировал фигуру главного героя. При этом огромную роль в этих работах играет пейзаж, задающий настроение всей композиции.

Более чем к 90 постановкам Бенуа выполнил декорации. В Мариинском театре Бенуа совместно с балетмейстером Михаилом Фокиным осуществил постановку балета Николая Черепнина «Павильон Армиды». Спектакль и серия эскизов декораций и костюмов к нему (1907) принадлежат к высшим достижениям национального театра и оказали сильное влияние на театральное искусство Европы. С организацией Сергеем Дягилевым Русских балетных сезонов для Бенуа начался новый этап творчества, в котором театр занял главное место.

Бенуа возглавлял художественную часть «сезонов». В Париже он смог реализовать замыслы, связанные с его давним увлечением балетом. Вместе с Фокиным он создавал спектакли, дававшие удивительные образцы синтеза музыки, хореографии, цвета. Оформленные им балеты, среди которых «Петрушка» Игоря Стравинского, стали классикой мирового театрального искусства.

При этом Бенуа был не только художником, но и постановщиком балетов. В России он несколько лет сотрудничал с Константином Станиславским и Владимиром Немировичем-Данченко, оформляя и режиссируя спектакли в Московском художественном театре («Мнимый больной», 1912-13).

После революции Бенуа сыграл огромную роль в создании спектаклей «большого стиля» в академических театрах Петрограда.

Продолжает экспозицию зал, посвященный Бенуа-иллюстратору. Впервые художник попробовал себя в иллюстрации, создав рисунки на темы родной истории для книги Николая Кутепова «Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси. Конец XVII и XVIII век», к повестям Пушкина «Капитанская дочка» (1904) и «Пиковая дама» (1905). Особое место занимает первая серия иллюстраций к поэме «Медный всадник» (1903) – шедевр отечественной книжной графики. Над «Медным всадником» Бенуа работал и в последующие годы.

В 1907-08-м Бенуа вновь сотрудничал с Кутеповым: для его книги «Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси. Конец XVIII и XIX век» он создал гуаши историко-бытового жанра, запечатлевшие Павла I, Александра I, великого князя Николая Павловича с супругой Александрой Федоровной. Эти произведения положили начало серии композиций Бенуа на темы русской истории, решенных в том же ключе. Первой среди них была известнейшая картина «Парад при Павле I» (1907) – иллюстрация к «Русской истории в картинках». Из других подобных работ выделяется выразительная гуашь «Петр I на прогулке в Летнем саду» (1910).

В равной степени детям и взрослым предпослана остроумно сочиненная «Азбука в картинах Александра Бенуа» (1904), предполагающая внимательное «прочтение» детали за деталью («Театр», «Яблоня»).

Последний зал экспозиции знакомит нас с Бенуа-портретистом и пейзажистом.

Выставка продлится до 9 марта 2021-го.

/По материалампПресс-служба ГРМ/

Ваш отзыв

Ваш отзыв