В Библиотеке Росси Большого Павловского дворца открылась выставка «Сюжетная миниатюра XVII–XIX из коллекции четырех императриц».
У миниатюр есть своя загадка: притягивая взгляд, они увлекают созерцателя в свой глубинный мир, где открываются какие-то очень личные тайны. Неслучайно сюжетные миниатюры так любили императрицы, наполняя ими свои покои. Собрание Павловска состоит из 130 сюжетных миниатюр из коллекций Екатерины Великой в антресольных комнатах Зимнего дворца, Марии Федоровны (супруги Павла I) в Общем кабинете Павловского дворца, а также Елизаветы Алексеевны (жены Александра I) и Александры Федоровны (супруги Николая I) в Зимнем дворце. На выставке представлено около половины музейного собрания.
Сюжетные миниатюры создавались мастерами с использованием различных техник — акварели, гуаши на слоновой кости или пергаменте, а также эмали (финифти). Часто владельцы устраивали для них особые кабинеты, вмещающие большое количество миниатюрных воспроизведений любимых картин знаменитых мастеров.
Из переписки Екатерины II с бароном Гриммом известно об особом ее пристрастии к миниатюрам Терезы Менгс (в замужестве — Марон), которые императрица охотно заказывала и приобретала в большом количестве. Внутри рамки миниатюры «Сивилла» работы Терезы Менгс, представленной на выставке, была обнаружена записка комиссионера императрицы И. Ф. Рейфенштейна. В ней говорится, что копия сделана с оригинала ученика К. Маратти и что художница продала это произведение знаменитому римскому антиквару английского происхождения Томасу Дженкинсу. Именно у него Екатерина II и приобрела «Сивиллу».
Три миниатюрные копии, которые можно увидеть на выставке: «Снятие с креста» с картины Фра Бартоломео, «Автопортрет Рембрандта» (фрагмент) и «Голова старика» с Бальтазара Деннера, — приобретены Александром I у курляндского художника Иоганна Эггинка во время конгресса в Вероне в 1822 году. Александр I приобрел и пять миниатюрных копий работы художницы Монтессни с картин знаменитого французского мастера Ж.-Б. Грёза. Все они были подарены императором супруге Елизавете Алексеевне.
Гордостью коллекции императрицы Марии Федоровны являются две работы немецкого мастера начала XVII века Иоганна Кёнига и четыре миниатюры известной венецианской художницы начала XVIII века Розальбы Каррьеры. Преположительно, они были привезены великим князем Павлом Петровичем и его супругой из вояжа по Европе в 1781–1782 годах. Большинство же работ из коллекции Марии Федоровны — это репродукции с известных произведений мастеров прошлого, в частности: «Иеремия, оплакивающий разрушение Иерусалима» Х. ван Рейна Рембрандта, «Портрет сыновей» и «Портрет дочери» П. П. Рубенса, исполненные Иоганном Альфом, «Портрет Марии Луизы фон Тассис» А. ван Дейка, созданный Ивесом Колленом, «Архангел Гавриил» Гвидо Рени Жаркова, «Сон девушки» с несохранившейся картины П. Батони, скопированной его дочерью Бенедеттой.
Довольно простая техника и небольшие размеры делали создание миниатюр вполне доступным непрофессионалам. Это входило в круг домашних занятий искусствами наряду с рукоделием, музицированием, пением, любительскими спектаклями. Домашнее творчество составляло разновидность «кабинетных занятий» — культурного досуга, сопряженного с прикосновением к прекрасному и, порой, с подлинным художественным вдохновением. Многие художники-любители конца XVIII — начала XIX века писали миниатюры, в том числе великая княгиня, затем императрица Мария Федоровна. Она использовала в качестве основы молочное стекло, рисуя графитным карандашом; иногда изображения слегка подцвечивались акварелью. При создании некоторых миниатюр императрица применяла более сложную технику, смешивая различные составы — цветной карандаш, акварель, гуашь и даже масло. Так ею были созданы великолепные по цветовому сочетанию копии с «Аллегории» Э. Лесюэра и с картин А. Кауфман — «Суд Париса», «Забава Амура» и «Аллегория», хотя образцами для них служили гравюры.
Основу собрания императрицы Александры Фёдоровны, супруги Николая I, составили сорок миниатюр, отобранных императором в 1826 году из собрания Эрмитажа. В дальнейшем эта коллекция пополнялась самой императрицей. После смерти Александры Федоровны миниатюры перешли к ее дочери Ольге Николаевне и оказалась в Штутгарте, затем были завещаны великой княгине Вере Константиновне. Последняя в 1908 году продала коллекцию Николаю II, и собрание вернулось в Россию. Среди этих миниатюр выделяются работы Фёдора Фёдоровича Урбановича — талантливого художника-самоучки, инвалида, участника военных кампаний, создававшего копии со знаменитых произведений Картинной галереи старых мастеров в Дрездене. Работы Урбановича и другие приобретённые в эти годы произведения были крупными по размеру и крепились на ширмах или экранах, как это можно видеть на акварелях К. А. Ухтомского и Е. П. Гау с изображением кабинетов Александры Фёдоровны.
/Прес — служба ГМЗ Павловск/