В информационном агентстве «Интерфакс-Северо-Запад» состоялась пресс-конференция, посвященная новому, 35-му, сезону Петербургского Театра драматических импровизаций (ТДИ). Спикерами выступили художественный руководитель театра Федор Баличев, ведущая актриса Екатерина Балашова и актриса и режиссер Юлия Пичугина.
Федор Баличев рассказал об истории создания театра и о его сегодняшнем дне.
Театр драматических импровизаций создал режиссер-постановщик высшей категории Павел Подервянский на базе экспериментальной Студии («Театральной мастерской»), которую студенты-режиссеры под его руководством организовали для освоения и развития идей и открытий Николая Демидова, выдающегося театрального педагога, одного из трех первых педагогов «Системы Станиславского», обученных и официально признанных самим Константином Станиславским.
— Первый спектакль в Мастерской был «Пора любви» по Валентину Катаеву, — сказал Баличев. — Мастерская развивалась. В 1989 году был поставлен спектакль по пьесе Михаила Рощина «Муж и жена снимут комнату» — с этой постановки Мастерская и преобразовалась в Театр драматических импровизаций.
По словам Федора Викторовича, работа ТДИ основывается не только на идеях и открытиях Демидова и на системе Станиславского, но и на методиках Евгения Вахтангова и Всеволода Мейерхольда.
Пресс-конференция проводилась в том числе и в режиме онлайн. Руководитель пресс-центра «Интерфакс-Северо-Запад» Татьяна Валович озвучила вопрос одного из журналистов, работающих «на удаленке»:
— В чём состоит импровизация в вашем театре? Не значит ли это, что вы не придерживаетесь текста пьесы?
Художественный руководитель театра ответил, что понятие «импровизация» прежде всего относится к репетиционному процессу, где актеры «не меняют авторский текст, но свободны в своих действиях».
— Наш театр — театр сценических отношений. Все отношения между персонажами возникают на сцене, «здесь и сейчас», они не отрепетированы, поэтому получается живой процесс, — пояснил Баличев. — Нам важно, чтобы зритель смотрел не «как», а «что» происходит. Если прийти несколько раз на один спектакль, то нельзя не заменить, что они разные.
Ведущая актриса и педагог театра Екатерина Балашова добавила, что импровизация в театре «основана на жестком каноне»:
— Текст пьесы – это то, что неприкосновенно, импровизация – в сценических отношениях. Импровизируются смыслы, мизансцены. Для актера Театра драматических импровизаций самое важное – это обстоятельства, предъявленные партнерами по сцене.
Она также разъяснила, что когда говорится о соучастии зрителей, это не значит, что зрители «встают в зале и начинают «соучаствовать». Речь идет о том, что зритель не является «пассивным зрителем».
Актриса и режиссер Юлия Пичугина рассказала, как важно для любого театра найти своего зрителя:
— Наши зрители – это и дети. У нас всегда неизменным успехом пользуются именно детские спектакли. Это хороший показатель, потому, что для детей нужно играть, как для взрослых, только лучше. Дети не прощают неправду. Они сразу ее чувствуют. Дети просто не станут смотреть спектакль до конца. А то, что детям интересно, они пересматривают и ждут, когда будет новый спектакль.
Федор Баличев сказал, что за время работы театра было поставлено более 200 постановок.
Менялись сценические пространства, видоизменялся и сам театр. Последние 10 лет он работает в ДК имени Газа.
Екатерина Балашова отметила, что в ТДИ нет и не может быть спектаклей-долгожителей:
— Актеры с возрастом меняются, а значит, с какого-то времени не могут продолжать играть те же роли. Оттого, что меняется состав исполнителей, какие-то наши спектакли проходят через несколько редакций.
Она также рассказала о планах театра. В юбилейный сезон планируется ряд премьер. Новый, 35-й сезон, театр откроет премьерным спектаклем «Замоскворецкий жених» по комедии Александра Островского «Женитьба Бальзаминова». Запланированы спектакли: «В этом милом старом доме» и «Иркутская история» Алексея Арбузова, литературный спектакль по новеллам Стефана Цвейга «24 часа из жизни женщины», «Женитьба» Николая Гоголя. Продолжится показ спектаклей для детей — скоморошина «Конек-Горбунок» по Петру Ершову и клоунада «Гришкины книжки».
По окончании пресс-конференции автор этих строк побеседовала с журналистом и «профессиональным зрителем» Владимиром Желтовым. Вот что он сказал:
— С Театром драматических импровизаций я знаком лет тридцать, если не больше. Почти все спектакли этого театра я бы обозначил, как – «для семейного просмотра». В лихие девяностые мы всей семьей: я, жена и сын, которому в то время было лет 10, а потом и 13, специально ездили в ТДИ. Тогда спектакли игрались в Доме культуры «Кировец». От дома мы шли до станции метро «Парк Победы», ехали на метро с пересадкой на «Техноложке» до «Автово», и оттуда еще на трамвае или автобусе до Стачек, 158. Возвращались домой тем же маршрутом чуть ли не за полночь. Сейчас ТДИ находится у станции метро «Кировский завод». В каком бы районе Петербурга потенциальные зрители ни жили, Театр драматических импровизаций, что называется, в шаговой доступности, так что грех не воспользоваться возможностью его посетить.
Юлия Реутова, писатель, публицист
Фото – Владимира Желтова