SITE-SPECIFIC театральной олимпиады в Петербурге

В рамках проходящей театральной олимпиады в Петербурге состоялись гастроли уже четырех коллективов, из которых три – из программы чеховского фестиваля. Все спектакли прошли с аншлагами, а по окончании трех из них, были устроены настоящие овации зала. Впереди нас ждет много первоклассных постановок.

28, 29 и 30 июня в пространстве Artplay бельнийская труппа FC Bergman покажет спектакль «Земля Нод» в  незнакомом для Петербургсклого зрителя жанре site-specific. 

Термин site-specific появился 1980-е, но широкое применение получил именно XXI веке. Режиссеры все активнее ищут альтернативные, нетеатральные пространства. В отличие от черной коробки сцены, у этих мест есть свое настроение, своя память. Они хранят в себе разные истории – и спектакли находят способы их оживить. Не удивительно, что за этим направлением театра закрепилось название site-specific, поскольку место определяет всё – постановка буквально «вырастает» из его микроклимата, архитектуры и назначения. Пространство здесь, пожалуй, играет не менее важную роль, чем актеры.

Команда FC Bergman создает визуально изобретательные, кинематографичные, крупномасштабные театральные представления, где в необычных локациях, само пространство взаимодействует с актерами и зрителями. Среди их постановок масштабный проект «300 el x 50 el x 30 el», для которого на сцене была построена целая деревня, где жизнь фиксировалась камерами в режиме онлайн, спектакль  «Прогулка по Елисейским Полям с черепахой, с целью поближе рассмотреть мир, но как же трудно пить чай на льдине, когда все пьяны», созданный по мотивам «Божественной комедии» Данте, «Трилогия Терминатора», поставленная на пустыре в порту Антверпена.

К созданию спектакля «Земля Нод» участников FC Bergman привел факт современной общественной жизни. В ходе большой реконструкции Королевского музея изящных искусств в Антверпене Фландрии на несколько лет оказалась закрыта галерея Рубенса — сакральное для культурного кода место. Сценография спектакля выстроена так, что публика оказывается в подготовленном к реконструкции музейном зале, все картины уже убраны, кроме одной — «Прободение ребра Спасителя». Зрители становятся свидетелями абсурдных, забавных, таинственных и даже катастрофических событий, происходящих в музее.

Спектакль практически лишен слов. Действие двигается от иронической пантомимы, события которой могли бы случиться и в реальности, к фантасмагории. Библейские ассоциации — значимая часть спектакля, носящего имя земли скитаний, куда был сослан после братоубийства Каин. И музей как метафора культуры и вполне реальное место здесь оказывается убежищем, где ищет утешения маленький человек.

После премьеры в Антверпене и серии показов Бельгии и Нидерландах спектакль «Земля Нод» был представлен в программе Авиньонского театрального фестиваля, участвовал в театральных фестивалях в Швейцарии и Испании.

А 29 июня после спектакля состоится встреча с актерами. На встрече со зрителями 29 июня в 21:30 участники компании расскажут о своих проектах, а также о процессе создания спектакл «Земля Нод». Вход по билетам на спектакль. Модератор встречи — театровед, журналист Олеся Пушкина.

Тех, кому захочется поближе познакомиться с жанром site-specific, приглашаем на спектакли фестиваля «Точка доступа», который пройдет в Петербурге уже в пятый раз с 15 по 30 июля, а в этом году включен в программу театральной олимпиады. 

Ирина Сорина /07.06.2019/

Ваш отзыв

Ваш отзыв