На гастролях в Санкт-Петербурге Московский театр Терезы Дуровой представил на сцене Эрмитажного театра музыкальный спектакль «Моцарт и Сальери. Версия», премьера которого состоялась 21 марта этого года и приурочена к 225-летию со дня рождения Александра Пушкина.

На самом деле, постановка художественного руководителя Терезы Дуровой основана не только на пушкинском материале, но и на версии, написанной заведующим литературной частью театра Артёмом Абрамовым и основанной на постановлении Миланского апелляционного суда 1997 года о невиновности Антонио Сальери в смерти Вольфганга Амадея Моцарта.

Согласно выводу суда под председательством высшего магистрата округа Милан, у Сальери, который был популярен, состоятелен и занимал в конце XVIII века в Вене должность императорского капельмейстера, не было мотива убивать Моцарта, а смерть гения в 1791 году в 35-летнем возрасте была естественной из-за слабого здоровья. Виной распространившейся версии об отравлении из-за зависти стали придворные слухи, не подкреплённые доказательствами. На основе этих слухов, один из которых гласит, будто Сальери сам в конце жизни, находясь в сумасшедшем доме, признался в злодеянии, и родилась в 1831 году одна из «Маленьких трагедий» Пушкина, которую интерпретаторы определили как «Гений и злодейство». Русский композитор Николай Римский-Корсаков в 1897 году подхватил пушкинскую версию, создав одноимённую оперу. А в 1979 году вдохновлённый пушкинским произведением британский драматург Питер Шеффер написал драму «Амадей», в которой выставил Моцарта как гения, которому всё легко даётся, а Сальери представил озлобленным завистником.

Два века спустя на судебном процессе, инициированном Миланской консерваторией, при помощи медиков-криминалистов, историков-архивистов и музыковедов была попытка проанализировать все нюансы столь давнего дела и вынести справедливое решение. Правда, исследовать всё досконально нет возможности за давностью лет. Сохранившиеся архивные документы полны противоречий. Невозможно провести анатомо-морфологическую экспертизу останков Моцарта для определения причины смерти, так как композитор был похоронен в общей могиле, никак не обозначенной и со временем затерявшейся. Что же касается признания Сальери, то, по мнению музыковеда Пьеро Бускароли, оно было сделано в нездоровом психическом состоянии из-за невозможности доказать обратное.
Судебный процесс проходил с полным соблюдением процедуры, с участием сторон обвинения и защиты. В итоге глава Миланского апелляционного суда Винченцо Салафия, а также судьи Джанфранко Дайетти и Ливиа Чентурелли признали Антонио Сальери не совершавшим убийство Вольфганга Амадея Моцарта.

Представленная Театром Терезы Дуровой версия не оспаривает пушкинскую трактовку отношений двух знаменитых композиторов и не даёт однозначного ответа на вопрос, где же истина, но в то же время представляет Сальери с другой стороны.
В спектакле, помимо актёров, задействованы музыканты, воссоздающие при помощи контрабаса, клавесина, скрипки, барочной гитары и других инструментов классические музыкальные произведения (не только Моцарта и Сальери).
Константин Глушенков