«Репин. Детали» — творческая «кухня» великого русского художника

Музей Академии художеств в Парадных залах
(Университетская набережная, 17) представляет с 29 ноября 2024 по 29 марта 2025 новый масштабный выставочный проект с уникальным форматом — «Репин. Детали».

Автопортрет

На выставке будут сопоставлены предметы декоративно-прикладного искусства, костюма и быта из собрания Музея-усадьбы И. Е. Репина «Пенаты» и живописные произведения И. Е. Репина из российских музейных собраний, что позволит продемонстрировать зрителю творческую «кухню» великого
русского художника. Задача выставки, фокусируясь на отдельных деталях, рассказать о тщательной и кропотливой подготовке И. Е. Репина к работе над различными живописными произведениями.

Портрет М. Ф. Андреевой

Многочисленные исследования творчества И. Е. Репина, эпистолярное наследие художника и воспоминания о нем свидетельствуют о скрупулезной подготовке художника к написанию картин в различных жанрах. И. Е. Репин изучал историческую литературу, консультировался с историками, этнографами, подготавливал и собирал предметы быта и костюма для персонажей будущей картины.

Часть такого материала сохранилась в собрании Музея-усадьбы И. Е. Репина «Пенаты». Задача выставки рассказать об этой кропотливой подготовке И. Е. Репина к работе над различными живописными произведениями. К таким предметам относятся, например,
свита («кобеняк с видлогою» — верхняя одежда запорожцев), торбан (бандура), фитильное ружье, изображенные на картине «Запорожцы пишут письмо турецкому султану», и расписанные от руки самим художником сапоги, которые мы видим на живописном полотне
«Иван Грозный и сын его Иван 16 ноября 1881 года».

Вера и Надя. Портреты дочерей


Изучение предметов, изображенных на картинах Репина и находящихся в настоящий момент в
собрании Музея-усадьбы И. Е. Репина «Пенаты», помогает также и в уточнении атрибуции некоторых произведений. Например, ваза работы Михаила Врубеля, изображенная на портрете Н. Б. Нордман (собрание НИМ РАХ), позволила установить, что портрет написан не в Италии, а в Пенатах. В свою очередь, история создания картин Репина дает уникальную возможность установить происхождение и самих вещей. Например, мавританский стул, хранящийся в
собрании «Пенатов», изображен на картине «Негритянка», исполненной художником во время пенсионерской поездки в Париже. Это свидетельствует о том, что стул был привезен из Франции и бережно сохранялся художником на протяжении всей жизни. Стул является образцом европейского кустарного производства в мавританском стиле, получившем широкое распространение во второй половине XIX столетия.

Любимые рембрандтовские береты можно видеть не только на фотографиях с Репиным и в собрании музея-усадьбы «Пенаты», но и на портрете Н. Б. Нордман (собрание Новгородского музея-заповедника). Сохранились в собрании музея-усадьбы скатерти, плахты (национальные женские юбки), шапочка ручной работы с
вышивкой, рыцарские доспехи, драпировки, которые также можно видеть на картинах и этюдах Репина. В экспозиции «Пенатов» находится знаменитое кресло с красной бархатной обивкой,
которое изображено на многих репинских портретах (Портреты М. Андреевой, П. Самойлова, В. Бехтерева и др.).

Портрет Н. Б. Нордман

Сопоставление этих предметов, многие из которых имеют интересную
историю создания, бытования и поступления в музей, и их изображений на живописных полотнах мастера является основной задачей выставки и одним из принципов художественного показа, что, несомненно, вызовет новый зрительский интерес к работам И. Е. Репина в год празднования его 180-летия.
Открытие выставки состоится 29 ноября 2024 года в 17:00.

Репин. Детали
29 ноября 2024 — 29 марта 2025Музей Академии художеств, Парадные залы
(Университетская набережная, 17)

/По материалам Крюковой Мари, специалиста отдела информационного обеспечения Музея Академии художеств/

Ваш отзыв

Ваш отзыв