И.Е. Репин. К 175-летию со дня рождения

 
Экспозицию масштабной юбилейной выставки Ильи Ефимовича Репина, открывшуюся в Корпусе Бенуа, составляют работы художника из Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, Художественного музея «Атенеум» (Финляндия), Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Музея-усадьбы И.Е. Репина «Пенаты», Музея-заповедника Абрамцево и других музейных и частных собраний.
Почти каждая картина Репина имеет увлекательную и длинную предысторию, потому что редко какая из них писалась за один день. На выставке многие картины имеют «отзывы», изображенных на ней людей или самого художника о человеке, изображенном на картине. Корней Чуковский, журналист и детский писатель вспоминал: «…он (Репин) со знакомой мне нетерпеливой страстью быстро повесил себе на шею палитру, словно боясь опоздать; и через десять-пятнадцать минут на холсте уже возникли передо мной мои брови, мой лоб, мои волосы и тут же, заодно, мои руки. Все свои портреты Репин писал «враздробь», не соблюдая никакой очередности в изображении отдельных частей человеческого лица и фигуры, и той же кистью, которой только что создал мой глаз, вылепил одним ударом и пуговицу у меня на груди, и складку у меня на пиджаке. И тут в сотый раз я заметил одну особенность его мастерства: он смешивал краски, даже не глядя на них. Он знал свою палитру наизусть и действовал кистями вслепую, не видя красок и не думая о них, как мы не думаем о буквах, когда пишем. Создавать портрет для него означало: пристально вглядываться в сидящего перед ним человека, интенсивно ощущать его духовную сущность, — и было похоже, что руки художника, независимо от его сознания, сами делают все, что надо. Руки сами выхватывали нужную кисть, сами смешивали краски в должных пропорциях, а он и не замечал всей этой технологии творчества, так как она стала для него подсознательной.»
Его портреты музыкантов, портреты детей выполнены с гениальной выразительностью, открывая  внутренний мир конкретной минуты изображенного на портрете.  
На выставке представлено более 250 живописных и графических работ – это признанные шедевры мастера и его малоизвестные произведения, а также мемориальные предметы, связанные с жизнью и творчеством художника. Искусство И.Е.Репина необыкновенно современно и актуально. Он писал о своих работах друзьям: «И в живописи я моложусь, как все старички. Написал пару молодых людей, гуляющих по берегу Финского залива. Время первых заморозков моря, когда низовой ветер подымает воду и играет, ломая льдины. Это забавляет молодых людей, а стариков-художников смелость эта удивляет настолько, что они пишут на эту тему картину. А публика наша настолько еще молода, что поражается этим невозможным событием в картине и видит, что это неспроста, что тут кроется глубокая аллегория. И меня за эту аллегорию то бранят, то порицают, то презирают.»
Выставка — никальная возможность увидеть в рамках единой экспозиции «хрестоматийные» полотна «Бурлаки на Волге», «Садко», «Царевна Софья Алексеевна…», «Крестный ход в Курской губернии», «Не ждали», «Запорожцы» и др., познакомиться с обширной галереей портретов («Портрет М.П. Мусоргского», «Портрет В.В. Стасова» и др.) и виртуозно исполненными этюдами.
Выставка продлится до 9 марта 2020 года.
Генеральный спонсор выставки – Банк ВТБ (ПАО).
/Фоторепортаж Людмилы Калясиной. 03.10.2019/

Ваш отзыв

Ваш отзыв