Дворец культуры работников связи — под таким именем старшему поколению петербуржцев известно здание на набережная Мойки, 96. Внутренний вид здание претерпел значительные изменения в эпоху существования Социалистического государства, как многие дворцы Петербурга. Однако «владельцы» , изменяя интерьеры сберегли многие живописные полотна.
В фойе дворца посетителей привлекала картина в золоченой раме, на которой художник изобразил волнующееся море с парусными кораблями на фоне низкого сумрачного неба. Во время реставрации в 1973 году был установлен автор этого полотна. Им оказался один из лучших маринистов второй половины XIX века датский художник Антон Мельби (1818-1875)
Начав обучаться живописи. в Копенгагене, он раз и навсегда выбрал одну тему — море.. оно присутствовало не только в его картинах , но ив жизни: Мельби объездил свой родной полуостров. Жил большей частью в портах, совершил два крупных морских путешествия в Марокко и Константинополь.
Как отличный маринист А. Мельби прославился при жизни. В России его картины стали украшением многих дворцов Санкт — Петербурга во половине XIX века.
После Великой Октябрьской революции царские дворцы были превращены в музеи. В 1934 году Аничков дворец, где находились многие работы А.Мельби и были переданы ленинградским пионерам, где в тот период находился Дворец пионеров. Большая часть коллекции была рассредоточена по музеям, тогда-то картина «Парусники на море» и поступила во Дворец культуры работников связи. В дальнейшем две картины художника из Гатчинского дворца были перевезены в Эрмитаж, где хранятся и сейчас.
Творческой манере А.Мельби присуще драматическое изображение моря, со световыми эффектами.
Картины Антона Мельби представляют большую художественну. ценность. Они хранятся во многих музеях мира.
В конце 2023 года по инициативе Губернатора Санкт-Петербурга Александра Беглова здание Дома культуры связи было передано из федерального ведения в собственность города. В начале 2024 года закреплено за театром «Санктъ-Петербургъ Опера» для создания второй сценической площадки, которая станет новым культурным пространством для жителей Адмиралтейского района и гостей Санкт-Петербурга и позволит изменить облик объекта культурного наследия в самом центре Северной столицы.
История здания начинается с 1858 года немцы-реформаты получили участок для постройки собственного храма на берегу реки Мойки. Храм был построен в период с 1862 по 1865 год Д. И. Гриммом по проекту архитектора Г. А. Боссе.
После пожаров 1872–1874 годов, нанесших значительный ущерб храму, он был полностью восстановлен архитектором К. К. Рахау. При этом в новый проект здания были внесены небольшие изменения — увеличена высота колокольни и потолков. Церковный зал украшали витражи, изготовленные в Риге.
В 1929 году храм был закрыт, в нем разместилось общежитие. А в 1932–1939 годах здание было перестроено по проекту архитекторов П. М. Гринберга и Г. С. Райца в стиле конструктивизма, но с использованием существующих стен, и в нем разместился Дворец культуры работников связи.
В конце 2023 года по инициативе Губернатора Санкт-Петербурга Александра Беглова здание Дома культуры связи было передано из федерального ведения в собственность города. В начале 2024 года закреплено за театром «Санктъ-Петербургъ Опера» для создания второй сценической площадки, которая станет новым культурным пространством для жителей Адмиралтейского района и гостей Санкт-Петербурга и позволит изменить облик объекта культурного наследия в самом центре Северной столицы.
Хочется верить, что после окончания реставрации, заключенная в золотую раму картина вернется на свое место.
Калясина Л.
главный редактор газеты «дворцы, сады и парки»
/В тексте использованы материалы искусствоведа Леонтьевой Е./