Павел Петрович Мельников — первый глава Министерства путей сообщения Российской империи

В канун Дня железнодорожника, который отмечается в РФ в первое воскресенье августа, 215 лет назад, 3 августа 1804 года, родился Павел Петрович Мельников, талантливый инженер, первый глава Министерства путей сообщения Российской империи. 

Когда в Европе начали интенсивно строить железные дороги, Мельникова отправили за границу для их изучения. По возвращении он продолжил преподавание в институте, но, когда император Николай I задумал строить железную дорогу из Петербурга в Москву, профессора Мельникова вновь отправили за границу, поручив ему ознакомиться с дорогами в Соединённых Штатах Америки. Вернувшись, Мельников поставил вопрос о безотлагательном строительстве дороги Санкт-Петербург – Москва.

8 марта 1841 года царь приказал учредить комиссию для составления проекта железной дороги между Петербургом и Москвой. В числе других в комиссию вошли Мельников и его соратник Н. О. Крафт. И хотя председателем комиссии был назначен шеф жандармов Бенкендорф, её идейным вдохновителеми главным составителем проекта стал Павел Петрович, назначенный начальником Северной дирекции.

«Система управления Мельникова отличалась полным отсутствием формализма, бюрократизма и педантизма, – пишет Панаев в книге «Четыре министра путей сообщения» (1889). – Производители работ были абсолютно избавлены от переписки, а потому могли вполне отдаваться своему делу… Мельников всячески поощрял инициативу своих „соработников“, особенно в области рационализаторских предложений, новых подходов в решении тех или иных технических задач».

Департамент железных дорог отпустил на изыскательский цикл строительства всего 4000 рублей. Просеки на протяжении всех 600 вёрст рубились вручную. Единственными «механизмами» были тяжёлая железная кирка, лопата, тачка, носилки и огромный деревянный молоток для подбивки шпал балластом.

Железнодорожная магистраль строилась восемь с половиной лет и представляла собой одно из выдающихся инженерных сооружений середины XIX столетия, являясь на тот период крупнейшей в мире. Официальное открытие дороги состоялось 1 (13) ноября 1851 года.

В электронной копии «Энциклопедического словаря»  Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона (1890–1907) можно прочесть: «По окончании постройки дороги на Мельникова возложены были изыскания железной дороги от Москвы до Чёрного моря. В 1858 г. Мельников назначен членом совета главного управления путей сообщения и главным инспектором частных железных дорог».

В 1865 году возглавляемое Мельниковым ведомство было преобразовано в министерство, и он стал его первым министром. За время его пребывания на этом посту сеть российских железных дорог увеличилась более чем на семь тысяч километров. Уже после смерти П. П. Мельникова, в 1918 году, был издан атлас «Железные дороги России».

Память Павла Петровича Мельникова чтут в городе Любань, где в старинном здании железнодорожного вокзала установлен бюст П.П.Мельникову и где он похоронен в единственной в Росси «Петропавловской церкви» — в храме «Святых Петра и Павла» в память всех железнодорожников. 

В храме всегда молятся об усопших и ныне здравствующих железнодорожниках и поминают и всех путешествующих по железной дороге. Как говорит настоятель храма, протоиерей Евгений Бабинцев: «Помните, когда едете в электричке или поезде, — где-то есть храм, где за вас молятся.» Фото Калясиной Людмилы 26.06.2019/

 

Ваш отзыв

Ваш отзыв