2016 год
ТАРЕЛКА И ИКОРНИЦА ИЗ РАФАЭЛЬЕВСКОГО СЕРВИЗА. НОВОГОДНИЙ подарок коллекции фарфора музея-заповедика
Сервиз, задуманный и изготовленный для Царского Села, до недавнего времени не был представлен в музейной коллекции ни одним изделием. Весной 2016-го в коллекцию музея как дар от членов Клуба друзей поступила чайная пара, а в предновогодние дни знаменитый сервиз пополнили редчайшие предметы: мелкая тарелка и икорница. «Предметы из Рафаэлевского сервиза
крайне редко выставляются на аукционах, они очень дорогие. А четыре предмета – уже выразительный выставочный ансамбль,» – говорит заместитель директора по научной работе ГМЗ «Царское Село» Ираида Ботт. Рафаэлевский сервиз выполнили на Императорском фарфоровом заводе специально для Царского Села по заказу императора Александра III. Мастера приступили к работе в 1883 году, проект ансамбля разрабатывался под руководством заведующего живописной мастерской завода Леонарда Шауфельбергера. Ежегодно по мере изготовления сервиза, новые изделия представляли императорам в числе подарков к Рождеству. Работа над сервизом заняла 20 лет. В 1903 году ансамбль на 50 персон был полностью готов и хранился в сервизных кладовых Императорских дворцов и Дворцового управления. Через год его передали в Аничков дворец в распоряжение императрицы Марии Федоровны.
Комплект из четырех предметов, которыми теперь располагает музей-заповедник «Царское Село», позволит в будущем представить уникальный парадный фарфоровый сервиз на выставках и в залах Екатерининского дворца. /По материалам ГМЗ «Царское Село»/
В музее-заповеднике «Царское Село» открылась выставка «Матильда. Костюм к фильму Алексея Учителя» экспозицией состоящей из костюмов к торжественной процесси коронации императора Николая II и императрицы Александры Федоровны. Около 70 предметов одежды, созданных специально для кинокартины «Матильда» Алексея Учителя: бальные, вечерние, визитные платья и аксессуары представлены в залах Золотой анфилады Екатерининского дворца. Место проведения выставки
неслучайно – на протяжении нескольких столетий Большой Царскосельский (Екатерининский) дворец был официальной летней резиденцией представителей царствующего Дома Романовых, где проводились пышные торжества, официальные приемы, балы и маскарады, устраивались оперные и балетные спектакли, звучала музыка и
выступали именитые артисты. На выставке представлены: коронационный костюм императора и коронационные платья императриц; церковные облачения высшего духовенства; парадные мундиры обер-камергеров и камергеров; шталмейстеров, егермейстеров; коронационные платья придворных; платья фрейлин; бальные и визитные платья; военные мундиры; костюмы официантов и других служащих Императорского двора, а также некоторые аксессуары женского костюма. Выставка работает до 17 апреля 2017 года. /Фото Валерия Мухера и Людмилы Калясиной 02.12.2016/
24 августа 2016 года в музее-заповеднике «Царское Село» открылся для посетителей отреставрированный павильон «Арсенал». Здесь размещена новая экспозиция «Царскосельский Арсенал. Императорская коллекция оружия», созданная совместно с Государственным Эрмитажем. Как и прежде, экспозиционным центром стал
восьмиугольный зал на втором этаже – Зал рыцарей. Среди выставленных предметов (всего более 400) – известная картина Ораса Верне «Царскосельская карусель», коллекции восточного холодного оружия, огнестрельного оружия XVIII–XIX веков,
предметы конской упряжи. Эрмитаж предоставил из своего собрания на временное хранение раритетные экспонаты, в том числе доспехи XVI века из коллекции Николая I, которые когда-то находились в Арсенале. Арсенал – главный павильон Александровского парка.Центральное место в планировке павильона занимал восьмиугольный Зал рыцарей, в котором
размещалась лучшая часть коллекции оружия, принадлежавшая Николаю I. Для ее осмотра выдавались билеты – таким образом, Арсенал стал первым в России публичным музеем оружия; коллекция постоянно пополнялась и к концу 1860-х насчитывала более 5 тысяч предметов.Во время Великой Отечественной войны Арсенал подвергся значительным разрушениям, все послевоенные десятилетия здание находилось в руинированном состоянии. После реставрации Арсенал доступен для посетителей каждый день, выходной день – понедельник, санитарный день — вторник./По материалам отдела по связям с общественностью ГМЗ «Царское Село» /
28.07.2016
Мраморный мост в Царском Селе построен по личной просьбе Екатерины Великой по проекту архитектора Василия Неелова, который посетив Англию в 1773-1774 годах, решил повторить архитектурную идею Палладиевого моста английского парка Стоу. Несколько лет шла реставрация моста. Были
расчищены мраморные и гранитные поверхности, восстановлены и возвращены на исторические места сохранившихся декоративные элементы и воссозданы утраченные. Много времени заняла реставрация облицовки потолка, созданного из искусственного мрамора. Взамен утраченных элементов (9 шаров и 10 балясин) были изготовлены новые – их
вырезали на Урале из исторического серо-голубого мрамора. «Мост пережил много случаев варварского отношения. Посетители довольно небрежно относятся к тому труду, который мы производим. Буквально на днях было ЧП, мраморную статую изрисовали губной помадой. Мы не собираемся закрывать мост для посетителей, а просто усилим охрану, позволим людям, гуляющим по парку, увидеть эту красоту изнутри», — комментирует директор ГМЗ «Царское Село» Ольга Таратынова. Мраморный мост поставлен над узкой протокой, соединяющий Большой пруд с соседним, на котором был создан архипелаг из семи островков. На них в раскрашенных по рисункам А. Ринальди домиках жили лебеди. Эти островки по сей день сохраняют название Лебяжьих. В планах ГМЗ «Царское Село» вернуть лебедей, говорит Ольга Таратынова, а также продолжить работы по реставрации берегов Большого пруда рядом с Мраморным мостом. /Фоторепортаж Валерия Мухера 28.07.2016/
Выставка «Особняк Кочубеев. “Дворянское гнездо” в Царском Селе» открывается для посетителей 16 июля 2016 года. Музей впервые обратился к этой теме, раскрывающей «второй план» императорской резиденции – жизнь ближнего окружения ее венценосных владельцев. Экспозицию в Зубовском флигеле Екатерининского дворца составили более 100 предметов из особняка Кочубеев.– характерные образцы живописи, изделия из бронзы, мебель, фарфор, скульптура, дающие представление о повседневной жизни и быте, об ушедшей и
неповторимой атмосфере «дворянских гнезд». Представители нескольких поколений старинного дворянского рода Кочубеев служили при Императорском дворе. С 1910 года Василий Петрович Кочубей – главный церемониймейстер Императорского двора. В
1911-м получил от императора Николая II «высочайшее разрешение» на строительство особняка в Царском Селе. Проживал в нём с 1914 года.
От отца унаследовал коллекции живописи, графики, бронзы, мебели, минералов и уникальную библиотеку, продолжал пополнять коллекции. После революции первый нарком просвещения Анатолий Луначарский предложил Кочубею должность в Народном комиссариате иностранных дел, на что Василий Петровичответил: «Я присягал Государю и на другое правительство работать не буду». После этого семья Кочубеев в течение суток вынуждена была покинуть Россию. Кочубеи эмигрировали в 1918 году. По легенде, покидая свой царскосельский дом, Василий Петрович оставил в прихожей записку: «От России получил – России возвращаю». Масштабный совместный выставочный проект ГМЗ «Царское Село» и Национа