ЦАРСКОЕ СЕЛО 2016

 

 2016 год

ТАРЕЛКА И ИКОРНИЦА ИЗ РАФАЭЛЬЕВСКОГО СЕРВИЗА. НОВОГОДНИЙ подарок коллекции фарфора музея-заповедика

carskoe-selo-ikornicaСервиз, задуманный и изготовленный для Царского Села, до недавнего времени не был представлен в музейной коллекции ни одним изделием. Весной 2016-го в коллекцию музея как дар от членов Клуба друзей поступила  чайная пара, а в предновогодние дни знаменитый сервиз пополнили редчайшие предметы: мелкая тарелка и икорница. «Предметы из Рафаэлевского сервиза carskoe-selo-tarelkaкрайне редко выставляются на аукционах, они очень дорогие. А четыре предмета – уже выразительный выставочный ансамбль,» – говорит заместитель директора по научной работе ГМЗ «Царское Село» Ираида Ботт. Рафаэлевский сервиз выполнили на Императорском фарфоровом заводе специально для Царского Села по заказу императора Александра III. Мастера приступили к работе в 1883 году, проект ансамбля разрабатывался под руководством заведующего живописной мастерской завода Леонарда Шауфельбергера. Ежегодно по мере изготовления сервиза, новые изделия представляли императорам в числе подарков к Рождеству. Работа над сервизом заняла 20 лет. В 1903 году ансамбль на 50 персон был полностью готов и хранился в сервизных кладовых Императорских дворцов и Дворцового управления. Через год его передали в Аничков дворец в распоряжение императрицы Марии Федоровны.

Комплект из четырех предметов, которыми теперь располагает музей-заповедник «Царское Село», позволит в будущем представить уникальный парадный фарфоровый сервиз на выставках и в залах Екатерининского дворца. /По материалам ГМЗ «Царское Село»/

 

 

24 августа 2016 года в музее-заповеднике «Царское Село» открылся для посетителей отреставрированный павильон «Арсенал». Здесь размещена новая экспозиция «Царскосельский Арсенал. Императорская коллекция оружия», созданная совместно с Государственным Эрмитажем. Как и прежде, экспозиционным центром стал

Арсенал Фото Калясиной Людмилы DSC_0281Арсенал IMG_0317восьмиугольный зал на втором этаже – Зал рыцарей. Среди выставленных предметов (всего более 400) – известная картина Ораса Верне «Царскосельская карусель», коллекции восточного холодного оружия, огнестрельного оружия XVIII–XIX веков,Арсенал IMG_0307предметы конской упряжи. Эрмитаж предоставил из своего собрания на временное хранение раритетные экспонаты, в том числе доспехи XVI века из коллекции Николая I, которые когда-то находились в Арсенале. Арсенал – главный павильон Александровского парка.Центральное место в планировке павильона занимал восьмиугольный Зал рыцарей, в которомАрсенал IMG_0205размещалась лучшая часть коллекции оружия, принадлежавшая Николаю I. Для ее осмотра выдавались билеты – таким образом, Арсенал стал первым в России публичным музеем оружия; коллекция постоянно пополнялась и к концу 1860-х насчитывала более 5 тысяч предметов.Во время Великой Отечественной войны Арсенал подвергся значительным разрушениям, все послевоенные десятилетия здание находилось в руинированном состоянии. После реставрации Арсенал доступен для посетителей каждый день, выходной день – понедельник, санитарный день — вторник./По материалам отдела по связям с общественностью ГМЗ «Царское Село» /

28.07.2016

1 Мраморный мостик 2Мраморный мост в Царском Селе построен по личной просьбе Екатерины Великой по проекту архитектора Василия Неелова, который  посетив Англию в 1773-1774 годах, решил повторить архитектурную идею  Палладиевого моста английского парка Стоу. Несколько лет шла реставрация моста. Были1 Мраморный мостил 5расчищены мраморные и гранитные поверхности, восстановлены и возвращены на исторические места сохранившихся декоративные элементы и воссозданы утраченные. Много времени заняла реставрация облицовки потолка, созданного из искусственного мрамора. Взамен утраченных элементов (9 шаров и 10 балясин) были изготовлены новые – их1 Мраморный мостик 31 Мраморный мостик 81 Ираморный мостик 41 Мраморный мостик 41 Мраморный мостик 101 Мраморный мостик 12вырезали на Урале из исторического серо-голубого мрамора. «Мост пережил много случаев варварского отношения. Посетители довольно небрежно относятся к тому труду, который мы производим. Буквально на днях было ЧП, мраморную статую изрисовали губной помадой. Мы не собираемся закрывать мост для посетителей, а просто усилим охрану, позволим людям, гуляющим по парку, увидеть эту красоту изнутри», — комментирует директор ГМЗ «Царское Село» Ольга Таратынова. Мраморный мост поставлен над узкой протокой, соединяющий Большой пруд с соседним, на котором был создан архипелаг из семи островков. На них в раскрашенных по рисункам А. Ринальди домиках жили лебеди. Эти островки по сей день сохраняют название Лебяжьих. В планах ГМЗ «Царское Село» вернуть лебедей, говорит  Ольга Таратынова, а также продолжить работы по реставрации берегов Большого пруда рядом с Мраморным мостом. /Фоторепортаж Валерия Мухера 28.07.2016/

 Фото Мухер КочубейВыставка «Особняк Кочубеев. “Дворянское гнездо” в Царском Селе» открывается для посетителей 16 июля 2016 года. Музей впервые обратился к этой теме, раскрывающей «второй план» императорской резиденции – жизнь ближнего окружения ее венценосных владельцев.  Экспозицию в Зубовском флигеле Екатерининского дворца составили более 100 предметов  из особняка Кочубеев.– характерные образцы живописи, изделия из бронзы, мебель, фарфор, скульптура, дающие представление о повседневной жизни и быте, об ушедшей иКочубей Фото Валерия Мухера 10неповторимой атмосфере «дворянских гнезд». Представители нескольких поколений старинного дворянского рода Кочубеев служили при Императорском дворе. С 1910 года Василий  Петрович Кочубей – главный церемониймейстер Императорского двора. ВКочубей Фото Валерия Мухера 21911-м получил от императора Николая II «высочайшее разрешение» на строительство особняка в Царском Селе.  Проживал в нём с 1914 года.
От отца унаследовал коллекции живописи, графики, бронзы, мебели, минералов и уникальную библиотеку, продолжал пополнять коллекции. После революции первый нарком просвещения Анатолий Луначарский предложил Кочубею должность в Народном комиссариате иностранных дел, на что Василий ПетровичКочубей Фото Валерия Мухера 8ответил: «Я присягал Государю и на другое правительство работать не буду». После этого семья Кочубеев в течение суток вынуждена была покинуть Россию. Кочубеи эмигрировали в 1918 году. По легенде, покидая свой царскосельский дом, Василий Петрович оставил в прихожей записку: «От России получил – России возвращаю». Масштабный совместный выставочный проект ГМЗ «Царское Село» и Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ – Санкт-Петербург), подразделение которого – Учебный центр подготовки руководителей НИУ ВШЭ располагается в особняке Кочубеев (г. Пушкин, ул. Радищева, 4) представляет в числе истинных шедевров – каминные часы из бронзы в стилистике второго рококо  – прекрасный образец изделия самого известного из петербургских бронзовщиков середины – второй половины XIX века Феликса Шопена. На выставке представлены также кресла из Игральной комнаты цесаревича Алексея в Александровском дворце. Выставка работает до 30 сентября 2017 года.

 

«Ассоциациям-2016» сопутствовала идеальная погода. На пяти площадках Екатерининского парка дизайнеры представляли коллекции в формате мини-спектаклей согласно режиссерской задумке Виктора Крамера. Фрейлинский сад, утопающий в цветущих пионах и жасмине, стал роскошной декорацией показа коллекции Татьяны Парфеновой. Модели двигались по зеркальным подиумам-каплям, повторяющим по форме клумбы. Модный дом представил 20 костюмов, посвященных русскому барокко. 
Асоциации АлексеевМежду шпалерами на центральной аллее парка «порхали» большие белые стрекозы. Пространство наполнилось колоритом и аксессуарами загородного отдыха.Киселенко (1)Леонид Алексеев – новый участник «Ассоциаций» – построил коллекцию на ассоциациях с дачным и детским костюмом начала прошлого века. 
Для показа коллекции Лилии Киселенко на Зеркальном пруду у павильона «Верхняя ванна» соорудилиЛопаткин_подводный подиум. Главная тема этого театрально-музыкально-танцевального действа – русское чаепитие. В центре пруда расположились стол с самоварами и чашками. Румяные девушки в пышных юбках со связками баранок вокруг шеи легко скользили над водой под зажигательную музыку.
Цветущий клевер, аккуратные стожки сена, индюки куры, гуси,Ассоциации Чамалидикоза и даже лошадь. Такая пастораль на живописном лугу (в регулярной части Екатерининского парка рядом с павильоном «Грот») открылась зрителям на показе Стаса Лопаткина. 
Русский костюм – один из любимых источников вдохновения ЯнисаАссоциации Тронный зал-1Чамалиди. Это подтвердила его цельная, концептуальная коллекция, выдержанная в черном цвете.
Янис Чамалиди представил характерные составляющие традиционного русского костюма в ультрасовременном ключе. В соответствии с режиссерским замыслом, каждую коллекцию в течение вечера показали трижды. Зрители составив свой индивидуальный маршрут так, смогли увидеть все. А действо, которое особенно понравилось, посмотреть еще раз. / ГМЗ «Царское Село», Дарья Синицина/

 

07.Gusaroff31 мая 2016 в Ратной палате (Пушкин, Фермская дорога, 5а) откроется выставка «Русские анзаки: нити потерянной истории» (для посетителей работает с 1 июня). В экспозиции представлены фотографии и биографии более 30 русских участников Австралийско-Новозеландского армейского корпуса (АНЗАК), которые воевали в Первой мировой войне.В 2015 году Австралия отметила 100-летний юбилей высадки корпуса АНЗАК на полуостров Галлиполи. В 1914-м, когда вспыхнула Первая мировая война, из добровольцев были сформированы специальные Австралийские имперские силы — Australian Imperial Force (AIF), из которых затем вырос Австралийско-Новозеландский Армейский12 корпус (ANZAC — Australian and New Zealand Army Corps). Каждый год 25 апреля по всей Австралии отмечается один из самых священных для ее жителей праздников — День Анзака. В этот день в 1915 году австралийские части вместе с другими войсками союзников высадились на берега полуострова Галлиполи у пролива Дарданеллы. По плану британских военных стратегов это должно было позволить не только захватить Дарданеллы, но и оттянуть турецкие войска с Кавказского фронта и таким образом помочь одному из главных союзников — России. Австралия направила на02Галлиполийский полуостров 60 тысяч молодых солдат, составивших основной корпус АНЗАКа. Боевым крещением корпуса, а, следовательно, и крещением австралийской армии, стала именно эта высадка десанта на полуострове. Австралийцы показали высокие боевые качества. И хотя по существу это было поражение союзников, но в самосознании австралийцев Галлиполи занял особое место. На протяжении всей Первой мировой войны не менее четверти мужчин-уроженцев России, проживавших в Австралии, вступили в австралийскую армию. В процентном отношении это было больше, чем среди всего австралийского населения, которое тогда составляло почти 5 млн человек.  В церемонии открытия примут участие: Петер Теш, Чрезвычайный и Полномочный посол Австрелии в Российской Федерации; Ольга Таратынова, директор ГМЗ «Царское Село»; Римма Драчук, дочь Павла Драчука, русского участника АНЗАК. Выставка работает до 30 сентября.

 

Ратная палата 008В музее «Россия в Великой войне» в Ратной палате 5 мая в 16.00 открывается выставка «Сёстры милосердия Первой мировой».  Основу экспозиции составят открытки и почтовые карточки 1914-1918 годов из коллекции члена Санкт-Петербургского клуба любителей истории открытки Виктора Палагнюка. Представленные на выставке открыткисестра милосердияотражают образ сестры милосердия в самых разных обстоятельствах войны: на передовых позициях при оказании первой помощи раненым, выносе их из-под огня, выхаживании раненых и больных воинов в лазаретах, санитарных поездах, госпиталях. Авторские открытки выполнены известными художниками Михаилом Нестеровым, Сергеем Ягужинским, Петром Геллером, Тимофеем Мозговым, Мстиславом Добужинским и их современниками.Истинные раритеты – фотографические карточки сестер милосердия с102 дарственными надписями родным и близким людям, а также  открытки, отправленные по почте в адрес самих сестер милосердия. Коллекцию открыток дополняют предметы из собрания  ГМЗ «Царское Село», объединенные темой Красного Креста и раскрывающие облик и место сестры милосердия в разных сферах не только быта, но и искусства. 23 июне 2016-го в Москве 3-м центральном военном клиническом госпитале им. А.А. Вишневского будет открыт памятник сёстрам милосердия Первой мировой войны. На выставке в Ратной палате можно увидеть две эскизные модели этого памятника, выполненные скульпторами Лёвой Бейбутяном  и Яном Нейманом.  

 

Икона Царское Село 244F5234-225 марта 2016 года в музей-заповедник «Царское Село» вернулась икона, исчезнувшая из Екатерининского дворца во время Великой Отечественной войны. Икона Божией Матери «Скоропослушница» принадлежала великому князю Алексею Александровичу (брату Александра III).
Этот предмет из исторической коллекции музея передала Габриеле Демминг (Германия). Она и ее сестра Ингеборг Шенк унаследовали икону после смерти своего отца в 2014 году. Получив в наследство икону, сестры сразу началиИкона Царское Село 244F5237-1 искать ее владельца, обратились за помощью к известному немецкому историку Вольфгангу Айхведе – профессору Бременского университета. Стало известно, что этот предмет числится в «Сводном каталоге культурных ценностей, похищенных и утраченных в период Второй мировой войны». Икона Божией Матери «Скоропослушница» принадлежала великому князю Алексею Александровичу. Согласно надписи, она была преподнесена «…в напутственное благословение от Русского СвятоАндреевского общежитного скита на Афоновой горе наместником Иеромонахом Паисием. 21 мая 1875».

 

Арсенал Фото Калясиной Людмилы DSC_0281В Александровском парке завершены масштабные работы в павильоне «Арсенал». Осенью 2016 года в Арсенале разместится постоянная экспозиция Арсенал Фото Калясиной Людмилы DSC_0183оружия, рассказала журналистам директор ГМЗ «Царское Село» Ольга Владиславовна Таратынова на пресс-туре, посвященном окончанию реставрационных работ. Изящный павильон, построенный по проекту  архитектора Адама Менеласа,  восстановленный по акварелям Алоиза Рокштуля , удивляет изяществом и простотой. Рассказывая о восстановительных работах, директор по реставрации НатальяАрсенал DSC_0263Николаевна Кудрявцева сказала, что при восстановлении павильона «Арсенал», музей принял решение применять современную методику реставрации с элементами консервации. Отреставрированы фасады, восстановлена историческая стропильная система кровли и башен, воссозданы чугунная винтовая лестница и основная главная лестница из известкового камня, воссозданы полы, сохранен кирпичный купол Зала рыцарей. Проект реставрации выполнен в 2011 институтом «Спецпроектреставрация». Первоочередные противоаварийные работы проведены в 2012 году. Ремонтно-реставрационные работыАрсенал DSC_0224вела подрядная организация «Ремстройфасад» с сентября 2014 по декабрь 2015. Общая стоимость восстановительных работ составила 305 млн. рублей. В центральном восьмиугольном «Зале рыцарей» размещалась лучшая часть коллекции оружия, принадлежавшая Николаю I, «последнему рыцарю Европы». В 1883 году по воле Императора Александра III это уникальное собрание передали в Императорский Эрмитаж. В настоящее время есть договоренность между Государственным Эрмитажем и ГМЗ «Царское Село» о передаче коллекции на хранение в «Арсенал».

Арсенал Фото Калясиной Людмилы DSC_0180Арсенал DSC_0214Арсенал DSC_0260Как и прежде, экспозиционным центром станет восьмиугольный зал на втором этаже — Зал рыцарей. В настоящее время здание полностью оснащено инженерными сетями, а для маломобильных посетителей предусмотрены специальные подъемники для входа в музей и подъема на второй этаж. /Фото Людмилы Калясиной/ 

 

Завершена реставрация кокошника великой княжны Ольги Николаевны

 

_ _ IGP0004Завершена реставрация предметов из коллекции музея-заповедника «Царское Село». В основном это вещи из дамского гардероба – платья и  аксессуары конца XVIII – начала XX века. Среди них – кокошник великой княжны Ольги Николаевны и подлинное придворное женское платье. Реставрацию выполнили мастера московской компанииРеставрация _ _IGP0022«Феномен» под руководством Натальи Синицыной. Кокошник был заказан по случаю празднования 300-летия дома Романовых в 1913 году, его изготовили в Николаевском Староторжском женском монастыре Костромской губернии. Выполнен в традиционном стиле в форме короны, обтянут бархатом персикового цвета. С внешней стороны расшит шелковыми и серебряными нитями, украшен полудрагоценными камнями и перламутром. На центральном зубчике короны – вышивка с изображением двуглавого орла.Среди отреставрированных вещей – небольшой комплект предметов женского гардероба, относящихся к  1820–1890-м годам; музей приобрел их в 2014 году на торгах в Англии. Придворное женское платье и парадный мундир камергера начала XX века в 2014-м музею передал в дар представитель известногоцарское село платье и костюм 015_дворянского рода, живущий в Лондоне, Винсент Джордж Поклевский-Козелл. Платье пунцового бархата принадлежало его матери, фрейлине императрицы Александры Федоровны. Оно изготовлено в 1913 году – к 300-летию Дома Романовых – в мастерской модного Дома знаменитого кутюрье Чарльза Фредерика Ворта, одевавшего трех российских императриц – Марию Александровну, Марию Федоровну и Александру Федоровну. » Теперь мы сможем показать обновленные вещи посетителям – в постоянной экспозиции и на временных выставках. До этого были вынуждены хранить их в фондах,»– говорит хранитель коллекции женского костюма ГМЗ «Царское Село» Екатерина Поцелуева.

 

 

 Выставка Карисалова М.ЮВ Государственном музее-заповеднике «Царское Село» открылась выставка «Взгляд из прошлого».  В большом зале Екатерининского дворца  представлены шедевры портретной живописи из коллекции семьи Карисаловых. Среди них – портреты XVIII–XIX веков таких мастеров, как Дмитрий Левицкий, Владимир Боровиковский, отец и сын Лампи, Орест Кипренский, Карл Брюллов, Василий Тропинин. Некоторые _ _ Выставка Карисалова Мпроизведения никогда прежде не выставлялись для широкой публики. «Выставка пронизана духом бескорыстия», сказал Григорий Голдовский, представляя экспозицию журналистам и рассказывая о владельце коллекции, благодаря которому в ГМЗ «Царское Село» вернулись многие ценные предметы русского искусства, среди которых пейзаж со Скрипучей беседкой кисти_ _ _ Выставка Карисалова МПерро, блюдо фабрики Веджвуда с Императорской фермы. Вещи, приобретенные при поддержке Михаила Юрьевича Карисалова – члена Клуба друзей ГМЗ «Царское Село», мецената музея, собранные в специальную экспозицию в Первой_ _ _DSC_0734_ _ _ Выставка Карисалова М.ЮВаза Выставка Карисалова М.Юантикамере. На церемонии открытия Михаил Карисалов передал в дар музею картину с царскосельскими инвентарными номерами «Молитва Александра I у гробницы Александра Невского накануне отъезда в Таганрог» работы Григория Чернецова, похищенную в годы оккупации. Коллекционер поблагодарил сотрудников музея за бескорыстную и самоотверженную работу во время подготовки выставки, а также высказал слова благодарности в адрес своей мамы, Ирины Ивановны Карисаловой, благодаря которой сформировался его интерес к истории Санкт-Петербурга, к культурному наследиюЦарское Село Выставка Карисалова DSC_0591Царское Село Выставка Карисалова DSC_0603Царское Село Выставка Карисалова МРоссии. Впервые коллекция семьи Карисаловых была показана в 2012 году в Зубовском флигеле Екатерининского дворца на выставке «Сокровища частной коллекции в Царском Селе». В экспозиции 29 живописных портретов русских и зарубежных мастеров, живших и работавших в России. Среди безусловных шедевров – портрет молодого Александра I(Владимир Боровиковский); портрет Петра I(Ян Купецкий); портрет знатной дамы (Георг Кристоф Гроот); портрет Жозефины Фридрихс с сыном (Анри-Франсуа Ризенер), портрет Екатерины II(Дмитрий Левицкий). Выставка работает  с 23 января до 21 марта. /Фоторепортаж Людмилы Калясиной 22.01.2016/

 

 

 

 

 

 

 

 

Ваш отзыв