Жизнь коротка. И надо уметь…

Спектакль Санкт-Петербургского академического драматического театра имени В. Ф. Комиссаржевской «В осколках собственного счастья» по произведениям Михаила Жванецкого в постановке Григория Дитятковского, выпущенный в 2016 году, впервые был представлен публике после ухода из жизни автора и, естественно, был посвящён его памяти.

В основе – единственная пьеса Жванецкого «Концерт для…» с добавлением авторских монологов разных лет. Персонажи, собираясь на репетицию оркестра, рассказывают свои истории. Жанр постановки определён как задушевный вечер, что соответствует сути Михаила Жванецкого, который был не просто писателем-сатириком, а мыслителем, артистом и душой общества. Спектакль представляет собой размышления о дне сегодняшнем со всеми его изъянами, сложностями, недоразумениями.

Монологи артистов сопровождаются музыкальным оформлением Артура Мкртчяна со звуками виолончели, трубы, тромбона, контрабаса, флейты. Чем-то такое решение напоминает легендарный фильм Федерико Феллини «Репетиция оркестра», где персонажи представляют свои музыкальные инструменты. Тёплую непринуждённую обстановку создаёт аккомпанемент пианино в виртуозном исполнении Марка Бека.

Автор в 2017 году посмотрел спектакль и высоко его оценил, сказав, что, когда исчезает интонация автора и начинает просто текст, это большое достижение для театральной постановки.

Теперь, когда Михаила Михайловича нет с нами, его яркие фразы приобретают особую тональность и, как всегда, воспринимаются с грустью и со смехом одновременно. Вот например: «Жизнь коротка. И надо уметь. Надо уметь уходить с плохого фильма. Бросать плохую книгу. Уходить от плохого человека. Их много. Даже от посредственности уходить. Их много. Время дороже. Лучше поспать. Лучше поесть. Лучше посмотреть на огонь, на ребёнка, на женщину, на воду».

По окончании спектакля на экране появился Михаил Жванецкий, и зал встал. Было ощущение, что он незримо присутствует и вот-вот выдаст очередной афоризм.

Константин Глушенков

Ваш отзыв

Ваш отзыв