ХIХ Международный фестиваль камерных спектаклей по произведениям Федора Достоевского завершился в Старой Руссе.

Театр Старая Русса«Достоевский не любил обжитого пространства» ХIХ Международный фестиваль камерных спектаклей по произведениям Федора Достоевского завершился в Старой Руссе. Боюсь ошибиться, но, по-моему, Федор Михайлович не написал ни одной пьесы. Если не брать в расчет «сцену почище комедии» (определение автора) «Борьба нигилизма с честностью (Офицер и нигилистка)». Однако психологический театр и, как показывает практика, не только психологический, не мог пройти мимо Достоевского. Со сцены не сходят спектакли, поставленные по мотивам его романов и повестей, рассказов.Фестиваль камерных спектаклей проводится на Новгородской земле с 1992 года. С целью, как сказано в Театр Старая Русса 1Положении, обмена опытом сценического воплощения и осмысления литературного наследия великого русского писателя. В 1996 году фестиваль получил статус международного, с 2001 года проводится ежегодно. В разные годы в Старую Руссу приезжали театральные коллективы из Москвы, Петербурга, Архангельска, Омска, Финляндии, Сербии и даже Японии. По понятным причинам в нынешнем смотре-конкурсе принять участие смогли далеко не все кто хотел. И тем не менее – на суд жюри в составе известных театроведов Ирины Алпатовой (Москва), Марины Быковой (Петербург) и Марии Тананы (Литва) представили свои работы Театр драмы республики Карелия, минский театр танца «Альтана», театр «Самарская площадь», Владимирский областной драмтеатр, ТЮЗ «Дилижанс» из Тольятти, вильнюсский «Atspindis».Театр Старая Русса 2 Петербург представляли три камерных театра. Театр «Алые паруса» привез драму «Свидание в белую ночь» по повести «Белые ночи». «Наш театр» — музыкально-литературный перформанс «Город туманов и снов». «Классический театр» психологическую драму — «Среди миров…» «Среди миров…» — спектакль-эксперимент, поставлен он создателем и художественным руководителем «Классического театра» Людмилой Мартыновой по сценарию, написанному ею в соавторстве с Ириной Свердловой, в основе — сложные в психологическом плане, ключевые монологи героев произведений Достоевского «Подросток», «Идиот», «Преступление и наказание», «Бесы», «Братья Карамазовы».Необычен (прежде всего, для зрителя) спектакль уже тем, что непременным местом действия является лестница. «Почему лестница? Известно, Достоевский не любил обжитого пространства – гостиных, залов», — сказала Людмила Николаевна, отвечая на вопрос нашего корреспондента. «Стихия Федора Михайловича, как точно подметил Михаил Бахтин – «верх, низ, лестница, порог, прихожая, площадка… «точки», где совершается кризис, радикальная смена, неожиданный перелом судьбы, где принимаются решения, переступают запретную черту, обновляются или гибнут». Играется «Среди миров…» в темноте. Только лучи фонариков выхватывают, высвечивают лики героев Достоевского.Аркадий Долгорукий (Евгений Баранов) появляется перед стоящими вдоль стен зрителями со словами: «Моя идея — стать Ротшильдом!» Произносит он их на бегу, почти задыхаясь. Дарья Онисимовна (Ирина Балай) горестно рассказывает о самоубийстве единственной дочери Оли, которая «не миллионов хотела, а только рублей, но честно заработанных, без грязи и без унижения милостыней». (Звучат ее слова, к сожалению, до боли современно…) Настасья Филипповна (Инесса Перелыгина-Владимирова) мечется по лестнице, по холодной лестнице жизни — как порыв пламени на ветру. За считанные минуты актриса проживает в сущности всю трагическую судьбу своей героини. У Николая Ильича Снегирева (Юрий Лазарев) тоже своя «человеческая трагедия». Но с какой любовью к человеку, способному восстать из ничтожества, звучит его монолог! Все монологи, вроде бы, о деньгах. Но! Деньги – это свобода или рабство? Власть над людьми или «погибельная власть над душой»? Вот спор, который объединяет в единое действо героев из разных романов Достоевского, не связанных сюжетно, не общающихся между собой. А еще в спектакле есть перекличка голосов — Марии Тимофеевны, Хромоножки (Татьяна Каретина) и Сони Мармеладовой (Ирина Балай). «Что же бы я без Бога-то была?» — трижды с хоров вопрошает невидимая зрителю Соня, и трижды ей снизу откликается Хромоножка: «И всякая тоска земная, и всякая слеза земная – радость нам есть!» Ее тихие, как бы шелестящие и в то же время отчетливо слышимые, слова звучат как контрапункт к накалу страстей, только что пережитому и артистами, и зрителями. Перекличку заглушает колокольный звон. …Когда артисты в старорусском Научно-культурном центре им. Ф.М.Достоевского увидели лестницу, на которой им через два часа предстояло играть «Среди миров…», они, мягко говоря, были в легком замешательстве. Одномаршевая, крутая. Не разбежаться, не развернуться, дай Бог в порыве страстей не свалиться!.. Совсем не то, что в петербургском Доме Виельгорских на Итальянской улице, где играется этот спектакль «Классического театра». А куда Настасье Филипповне бросать – как в пропасть! – пачку денег?.. Пролета-то нет! Да и вообще по режиссерскому замыслу все действо происходит вокруг этой черной, бездонной, всепоглощающей дыры! Преисподней, на самом краю которой — люди, униженные и оскорбленные. Отыграв же спектакль (он удостоился диплома «За популяризацию творческого наследия Ф.М. Достоевского»), артисты шутили: теперь мы можем показывать «Среди миров…» и в спичечном коробке! /Владимир Желтов, Старая Русса – Петербург, фото автора/

Ваш отзыв

Ваш отзыв