Впервые за 35 лет в Русском музее в Корпус Бенуа открывается персональная выставка выдающегося отечественного скульптора Анны Голубкиной, приуроченная к 160-летию со дня ее рождения. На юбилейной выставке мастера демонстрируются произведения разных этапов ее творческой карьеры из собрания ГРМ:
«Женская голова»(1902–1903. Мрамор, известняк).
В 1902–1903 годах Голубкина жила в Париже и осваивала технику работы в мраморе. Её успехи были оценены многими современными французскими скульпторами и критиками. В частности, искусствовед Ж.-Л. Водуайе писал о мраморной «Женской голове», выставлявшейся в Париже на Осеннем салоне: «Есть в этой маске сила и мысль, а работа скульптора с материалом искусна и легка».
«Кочка»(1904. Отлив: 1940. Бронза).
Голубкина говорила, что «в каждой лужице, в каждой кочке, в каждой веточке я вижу образы», нередко навеянные народными преданиями. Например, о полуверцах – пропавших без вести людях или детях, умерших некрещеными и являющихся в человеческом облике. Для этой работы позировали племянницы скульптора Александра и Вера Голубкины.
Портрет А.О. Гунста(1905. Бронза).
Анатолий Оттович Гунст (1858–1919) – архитектор, организатор Классов изящных искусств, одного из немногих художественных заведений, где разрешалось учиться женщинам. Гунст проявил интерес к таланту Голубкиной, принял её без экзаменов и освободил от платы за обучение. Став признанным скульптором, Голубкина в знак благодарности вылепила портрет Гунста и подарила его своему первому наставнику.
Портрет Льва Николаевича Толстого (1927. Отлив: 1947. Бронза).
Портрет великого русского писателя Льва Толстого – последний завершённый портрет работы Голубкиной, созданный по заказу московского Музея Л.Н. Толстого. Голубкина лепила портрет, основываясь только на своих воспоминаниях, без использования документальных материалов. Она сохранила яркие впечатления от единственной встречи с писателем, вдохновлялась его творчеством.
«Березка» (1927. Отлив: 1948. Бронза).
«Берёзка» – одна из скульптур, предшествовавших последнему незаконченному произведению Голубкиной, которое она предполагала выполнить в дереве. Название работы появилось случайно. Голубкиной понравилось замечание одного из посетителей мастерской, и произнесённое слово «берёзка» закрепилось за изящной фигурой, вызывающей ассоциации с фольклорными образами.
Анна Голубкина родилась 16 (28) января 1864 года в Зарайске Рязанской губернии (ныне Московская область) в староверческой семье. Училась в Классах изящных искусств Анатолия Гунста (1889–1890), в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1891–1894), в Высшем художественном училище при Императорской Академии художеств (1894) у знаменитых русских скульпторов Сергея Волнухина, Сергея Иванова, Владимира Беклемишева, в Академии Филиппо Коларосси (1895–1896) в Париже. Пользовалась советами Огюста Родена, посещала его мастерскую.
С 1898 года Голубкина участвовала в выставках Московского общества любителей художеств, Московского товарищества художников, «Мира искусства», Союза русских художников и др. Преподавала в Московском коммерческом училище (1904-1906), на Пречистенских рабочих курсах (1913-1916), во ВХУТЕМАСе (1918-1922). Автор книги «Несколько слов о ремесле скульптора» (1923).
В Зарайске находится музей Анны Голубкиной, открытый в ее родном доме. В честь мастера назван кратер на Венере и ролкер проекта В-481 «Скульптор Голубкина», входивший в состав флота Черноморского морского пароходства.
Выставка проходит в зале № 80 второго этажа Корпуса Бенуа и продлится до 31 марта
/По материалам пресс-службы Государственного Русского музея/