Санкт-Петербургский государственный музей театрального и музыкального искусства представляет традиционные китайские инструменты из коллекции Музея провинции Хубэй в Шереметевском дворце с 20.09.2024 по 16.03.2024.
Международный выставочный проект приурочен к 75-летию со дня установления дипломатических отношений между Россией и Китаем и Годам перекрестных культурных обменов двух стран.
Посетители увидят древние и современные китайские музыкальные инструменты. Особый интерес представляют инструменты из коллекции Музея провинции Хубэй, например, юн — бронзовый колокол, способный звучать при ударе на два тона, и юйцин — нефритовая пластина, издающая при ударе определенный звук. В начале ХХ века, с уходом династии Цин в Китае эти инструменты потеряли свое место в музыке и оркестрах, теперь их можно встретить только в музеях. На выставке будет представлен и единственный предмет прикладного искусства, шедевр из коллекции Музея театрального и музыкального искусства — декоративное тканое шелковое панно XVII века с изображением традиционного китайского сюжета «Сто мальчиков». Панно поступило в музей из частного собрания в 1997 году и, возможно, входило в число даров китайского императора Петру I.
Название выставки «Гармония пяти» отсылает к китайской мифологии. В Древнем Китае считалось, что музыка представляет собой гармонию противоположностей: ян — мужского, светлого, теплого, и инь — женского, темного, холодного. По легенде прародительница людей Нюйва и бог Фуси создали первые музыкальные инструменты — шэнхуан и циньсэ, совместная игра на которых привела к гармонии инь – ян (陰陽) и в музыке, и в отношениях между богами.
Взаимодействие и борьба инь – ян породили 5 первоэлементов у-син (五行): Дерево, Металл, Огонь, Воду и Землю. Из них и состоит все сущее. Элементам соответствовал свой сезон, цвет, сторона света и ещё множество явлений и феноменов, в том числе музыкальные тоны, каждому из которых приписывалось особое влияние на слушателя.
В оформлении выставки использованы фрагменты медитативных картин Го Си — китайского художника XI века. Его строгие и величественные горные пейзажи, выполненные четкими графическими линиями черной тушью, проникнуты идеей главенства природы над человеком, божественной гармоничности ее замысла. Холодная монохромная гамма выставочного пространства словно окутана легким туманом и максимально далека от привычных ассоциаций с массовой культурой Китая, где преобладают красно-желтые тона. Выставка приглашает посетителя в уникальный мир древней китайской цивилизации, философии и культуры, высшей ценностью которых считалась гармония всех начал, созвучие духовного и материального миров.
Пресс-служба СПбГМТиМИ