
«На Невском, как грибы, вырастали одно за другим „роскошные“ здания — настоящие „монстры“, вроде магазина Елисеева или дома Зингера».
/Поэт Георгий Иванов/
В год 320-летия Санкт-Петербурга Президентская библиотека предлагает ознакомиться с историей главной магистрали города.
В фонде библиотеки в коллекции «Невский проспект» можно найти уникальные материалы по истории главной улицы Санкт-Петербурга. Здесь также хранятся электронные копии изображений Невского проспекта, свидетельствующие о том, как менялась главная «першпектива» Петербурга за время своего существования.

«Нет ничего лучше Невского проспекта», – писал Николай Гоголь в своей одноименной повести. Действительно, Невский проспект, который можно считать ровесником града Петра Великого, является «лицом» Петербурга. История Невского проспекта связана с двумя «началами» – строительством Адмиралтейства и Александро-Невского монастыря.

«Адмиралтейская крепость-верфь была заложена в 1704 году», – пишет Николай Лансере в книге «Главное Адмиралтейство. Краткий очерк его создания». Для строительства Адмиралтейства были привлечены целые российские деревни и города (Каргополь, Вологда, Устюг). Перед Адмиралтейством был «поставлен» луг (ныне Александровский сад), кругом располагались магазины и мастерские. Между Адмиралтейским лугом и Мойкой возвели Морскую слободу (строения для рабочих) и морской рынок, где торговали мясом, рыбой, дровами и сеном. Рядом с рынком стояло одно из первых «именитых» зданий на будущем Невском проспекте – дом адмирала Корнелия Крюйса, который руководил строительством Адмиралтейства.
Для того чтобы наладить связь города с центральной Россией, необходима была хорошая дорога. Прокладывать «першпективу» решили по самому короткому пути от Адмиралтейства до Новгородского тракта, который проходил по трассе современного Лиговского проспекта. Так было задано первое направление Невского проспекта, названное «Большой першпективной дорогой».

Второе направление Невского проспекта было связано со строительством Александро-Невского монастыря. Как пишет Иван Божерянов в книге «Невский проспект», «место для монастыря Петр указал в 1710 году и велел на Неве, на устье реки Черной поставить монастырь во имя святого Александра Невского, потому как благоверный князь Александр – здешних пределов российских от нападений шведских был всегда сохранитель». По мере возведения монастыря появилась необходимость в этом месте создать удобный въезд в Петербург с юга.
В книге Ивана Пушкарева «Описание Санкт-Петербурга и уездных городов С-Петербургской губернии», цифровая копия которой хранится в Президентской библиотеке, сказано: «Невский проспект при основании города покрыт был лесом, через который Петр Великий в 1713 году велел прорубить к Александро-Невскому монастырю прямую дорогу, получившую с этого времени название Невской першпективной дороги». К 1719 году дорога была «управлена», а в 1721 году, как пишет Иван Божерянов в книге «Невский проспект», «она казалась уже красивою».
Таким образом, два отрезка будущего Невского проспекта – Большая першпектива (от Адмиралтейства) и Невская першпектива (от Александро-Невского монастыря) – строились в разное время и по-разному назывались вплоть до 1738 года. Темпы строительства были также разные. Невская першпектива застраивалась быстрее, земли вокруг неё отводились для монастырских угодий. Большая першпектива была начата ранее, но строительство шло медленнее – возможно, это было связано с намерением Петра сделать центром города Васильевский остров.
Строительство Невского проспекта было сопряжено с разного рода трудностями, требовало больших финансовых затрат и физических усилий. В вязкий грунт болотистой местности рабочие вбивали столбы, на них укладывали бревна, взятые от днищ барж, а затем устилали досками. Ежегодно болотистая почва засасывала настил, и приходилось всё делать заново. Содержание дороги оказалось делом дорогим, поэтому была введена плата за проезд – и не только деньгами, но и камнями, которыми позднее вымостили центральную петербургскую магистраль.
В XVIII веке вдоль Невской першпективы среди берёз беспорядочно стояли деревянные дома, и жители на ветках сушили бельё и домашнюю утварь, пока не был издан указ, согласно которому более не разрешалось «развешивать что-либо на берёзках на Невской першпективе». Дома обывателей постепенно «перенесли» на ближайшие улицы, а район Большой першпективы стали застраивать каменными особняками. В это время на Невском проживали архитекторы Михаил Земцов и Бартоломео Растрелли, барон Сергей Строганов, фавориты императрицы Алексей Разумовский и Иван Шувалов. К середине XVIII века в архитектуре Невского проспекта уже прочитывался барочный стиль. Берёзовая аллея бережно сохранялась.
На смену елизаветинскому барокко пришёл классицизм Екатерины Великой. К жилой и торговой функциям Невского проспекта прибавилась научно-просветительская: в 1801 году на углу Садовой улицы и Невского было закончено строительство здания первой в России публичной библиотеки. Через Фонтанку, Мойку и Екатерининский канал (ныне – канал Грибоедова) возвели каменные мосты. В ноябре 1841 года на одном из мостов возникает скульптурная группа «Укротители коней» архитектора Петра Клодта, ныне являющаяся символом Петербурга. В середине XIX века появилось здание Государственной думы и Думская башня, ставшая ещё одной знаменитой вертикалью Невского проспекта и придавшая ему классическую строгость.
В книге Ивана Пушкарёва «Описание Санкт-Петербурга и уездных городов С-Петербургской губернии» есть описание Петербурга XIX века: «Казанский собор с памятниками двух знаменитых полководцев нашего времени, четыре иноверческие церкви, Аничков дворец, Александринский театр, Публичная библиотека и Гостиный двор составляют драгоценное ожерелье Невского проспекта, по которому в ясные зимние дни и в начале весны снуют многочисленные и пёстрые толпы прогуливающихся».
XIX век ознаменовался для Невского проспекта также открытием Николаевского (ныне – Московского) вокзала. Он пользовался большой популярностью, поток пассажиров был огромен, в связи с чем возникла необходимость строительства гостиниц и доходных домов в этой части Невского. Появление конок, электрических фонарей, первой в России телефонной станции, а также образование больших и малых банков и кредитных контор стало признаком стремительной капитализации Невского.
В XX веке на освещённом рекламой Невском проспекте появились издательские конторы, открылись первые кинотеатры. Так на Невском, 60 был открыт кинотеатр «Аврора», а на Невском, 15 – «Светлая лента» (впоследствии кинотеатр «Баррикада»).
Одной из самых удивительных построек стал магазин братьев-миллионщиков Елисеевых. Здание было построено в модном стиле «модерн» с применением новых, только что появившихся строительных материалов – бетона, металлических конструкций, позволяющих новые инженерные эксперименты: высокие потолки, огромные витражи почти во весь фасад, электрическое освещение.
В советский период Невский переименовали в «Проспект 25 Октября» в честь начала большевистской революции 1917 года. Во время Гражданской войны проспект в прямом смысле потускнел – он не освещался, его долго не ремонтировали.
Уходили капризы капиталистического шика, развитие Невского проспекта шло «другим путём». Из темных тонов Невский был перекрашен в светлые. В 1924 году на проспекте были установлены два репродуктора, первые точки радиовещания Ленинграда. Открывались новые театры – «Красный театр», «Театр переживаний» и другие. Большинство из них просуществовали недолго, однако некоторые – например, театр кукол им. Е. С. Деммени – существуют до сих пор.
История главной перспективы Санкт-Петербурга включает и утраты некоторых памятников: так, в 1929 году по требованию общества «Старый Петербург – новый Ленинград» была снесена часовня рядом с Гостиным двором на Перинной линии – постройку в неорусском стиле сочли «уродливой». В октябре 1937 года демонтировали памятник императору Александру III перед Московским вокзалом. Весной 1941 года на этой же площади взорвали Знаменскую церковь, возведенную в период царствования Елизаветы Петровны и завершавшую парадную часть Невского проспекта (на ее фундаменте стоит станция метро «Площадь Восстания»).
Облик Невского был «искорежен» Великой Отечественной войной. В январе 1944 года имя Невскому проспекту было возвращено. Послевоенный период для Невского был временем возрождения исторического облика зданий. Вновь вернулась реклама, построили подземный переход на пересечении Невского и Садовой, открыли станции метро «Невский проспект», «Гостиный двор», «Маяковская».
В XXI веке Невский продолжает меняться и радовать жителей города. Во все времена проспект был лучшим местом для проведения мероприятий, торжественных встреч и, конечно же, для прогулок горожан и туристов.
Из века в век идущий по Невскому прохожий словно становится героем русской литературы. Вспомним стихотворение Юрия Левитанского «Плач о господине Голядкине». Его герой – «старый питерский житель», «донкихот на манер петербургский», «человек незлобливый и кроткий» – ведет схватку, меряется силой с Невским проспектом, обитатели которого «то куснуть норовят, то щипнуть, то за полу шинели потрогать». В этом случае Невский проспект приобретает аллегорическое значение.

Всякий идущий по Невскому словно сливается с ним, разделяя и творя вместе с ним его историю. Вспоминаются слова Николая Гоголя, обращенные к главной першпективе Петербурга: «Всемогущий Невский проспект! Как чисто подметены его тротуары, и, Боже, сколько ног оставило на нем следы свои».
/По материалам пресс-службы Президентской библиотеки/