Возрождение лицевого и золотного шитья в России

Возрождая традиции: лицевого и золотного шитья в галерее «Императорского общества поощрения художеств» 5 января 2024 г. в 16.00 в петербургской галерее живописи Фонда «Императорское общество поощрения художеств» (ул. Шпалерная, 35) открывается выставка работ инокини Агнии (Цепко), выполненных в технике русского лицевого и золотного шитья. Изделия, отличающиеся высокой художественной и духовной ценностью, познакомят посетителей с новым направлением Вышитая миниатюра. Инокиня Агния  на протяжении многих лет занимается возрождением уникальной техники, способствует развитию традиционного вышивального промысла.

Впервые инокиня Агния (Цепко) познакомилась с техникой золотного шитья в возрасте 12 лет, будучи юной послушницей Шамординской Казанской Амвросиевской женской пустыни. Одна из сестер обители показала, как делать стежки. В 1997 году в Стефано-Махрищском монастыре, по благословению игумении, она вышила Тихвинскую икону Божией Матери для Святейшего Патриарха Алексия II. Святейший Патриарх высоко оценил эту работу и благословил мать Агнию возрождать лицевое и золотное шитьё в России. Из-за отсутствия полноценной мастерской в монастыре Агния стала создавать миниатюрные образы.  Благодаря кропотливой работе и усердию родилось новое направление в традиционной технике лицевого и золотного шитья – вышитая миниатюра. Её работы были подарены Президенту РФ Владимиру Путину, Святейшему Патриарху Алексию II и Святейшему Патриарху Кириллу. Многие работы приносились в дар благодетелям монастыря и находятся в частных коллекциях в России и за рубежом.

Одна из ключевых работ экспозиции —  плащаница Пресвятой Богородицы, созданная в 2022г. Работая над плащаницей Пресвятой Богородицы, Агния повторила свой опыт. Фигура приобрела  особую живость и объём. При этом мафорий Богородицы (длинное женское покрывало) украшает тончайшая вышивка в виде растительной лозы, не имеющая повторяющихся фрагментов.

Лицевое и золотное шитьё известно с древности и представляет собой ручную вышивку шёлковыми, металлическими позолоченными и серебряными нитями. На Руси оно появилось в XI веке. Золотошвейные мастерские существовали при монастырях, царских и княжеских палатах. Одна из ключевых задач выставки — культурно-просветительская. Создатели надеются привлечь внимание к проблеме, найти единомышленников и способствовать консолидации всех лиц, заинтересованных в сохранении и развитии золотошвейного дела в России.

Ваш отзыв

Ваш отзыв