| За год до окончания Великой Отечественной войны. в мае 1944 года, Комитет по делам искусств при СНК СССР издал приказ № 545 «О реэвакуации и мерах по обеспечению сохранности при ее проведении художественных коллекций музеев Москвы и Московской области». В ноябре 1944 года из Новосибирска и Перми (в те годы город назывался Молотов) все ящики с произведениями из собрания Третьяковской галереи прибыли в родной дом. Наступил новый этап в жизни музея, связанный с организацией открытия здания в Лаврушинском переулке для приема посетителей после долгого перерыва. В конце 1944 года начались работы по распаковке, развеске и оформлению залов.

В собрании фотоархива сохранилось 30 стеклянных негативов, на которых штатными фотографами музея запечатлен процесс распаковки художественных ценностей и их подготовки к экспонированию. Были сфотографированы ремонт в залах, хранилища музейных экспонатов, сотрудники за работой.
Крупноформатные произведения, такие как «Явление Мессии» А.А. Иванова и «Портрет Г.Л. Гиршман» В.А. Серова, во время эвакуации хранились на валах и в ящиках, остальные же — в «конвертах» и ящиках.
Искусствовед Е.Ф. Каменская в своих воспоминаниях писала: «В Москве все научные сотрудники поставлены были на конвертирование картин. Каждую из них вскрывали, снимали конверт, проветривали и протирали сзади. Реставраторы оказывали ту или иную нужную помощь. Конверт — это толстый слой из картона и бумаги, укреплявшийся на оборотной стороне картины и предохранявший ее от сырости, от колебаний температуры и механических повреждений. Тогда это считалось лучшим способом консервации. И верно, он себя оправдал».

После распаковки «конвертов» картины монтировались в рамы, остававшиеся все годы войны в Галерее. На фотографиях видно, как их не только протирают от пыли, но и реставрируют, укрепляя клеевым раствором отслаивающиеся фрагменты, делая тонировки утрат позолоты и восстанавливая несохранившиеся элементы.
Разглядывая эти снимки, можно заметить, что многие сотрудники трудятся в теплой и даже верхней одежде. Тогда температура в залах опускалась до +5 градусов и в течение нескольких недель поднималась лишь на один градус в день. Часть работ производилась в столярной мастерской.

По современным критериям восстановление рам в конце Великой Отечественной войны сложно назвать реставрацией, скорее, это был ремонт с помощью доступных в то время инструментов. В то время их воспринимали лишь как часть традиционного оформления залов.

В XX веке рамы мало ценили и не всегда берегли, после революции блеск их золота порой казался советскому зрителю чуждым и старорежимным. Но если тогда к ним не относились как к произведениям искусства, то сегодня ситуация изменилась.
В Депозитарии Третьяковской галереи существует специальное хранение и реставрационная мастерская, созданные для работы с рамами XVIII— начала XX века. В 2014 году состоялась выставка «Драгоценная оправа. Картина и рама. Диалоги» и был выпущен каталог к ней; проект был посвящен феномену рамы и обрамления картины в русском искусстве.
Больше о реставрации рам можно узнать на специальной встрече «Возрожденные шедевры», где художники-реставраторы Третьяковской галереи расскажут, в чем заключается их увлекательная работа и приоткроют тайны реставрации, благодаря которой шедевры возвращаются к жизни. Встреча пройдет 7 ноября в 19:00 в Малом зале Новой Третьяковки (Крымский Вал, 10).
Команда проекта «Моя Третьяковка» |