Виноград из Павловска в Москве.

Две картины из собрания музея-заповедника «Павловск» отправились в Музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина на выставку «Цветы, плоды, музыкальные инструменты в итальянской живописи эпохи барокко» — первую выставку итальянского натюрморта в России.
Это парные работы «Натюрморт с виноградом» и «Натюрморт с виноградом и птичками» итальянского живописца Антонио Джанлизи Старшего (1655-1713). Авторство было установлено в 2023 году главным научным сотрудником ГМИИ им. А.С. Пушкина Викторией Эммануиловной Марковой. Прежде эти работы приписывались кисти других мастеров. Аргументами в пользу новой атрибуции стали схожесть композиционного построения павловских натюрмортов, изображающих каскады гроздьев винограда, с бесспорными работами художника, на которых встречаются мотивы, не только близкие, но практически совпадающие с деталями композиций из Павловска. В первую очередь это касается формы и манеры изображения кистей винограда. На многих работах Джанлизи Старшего, в том числе павловских, также можно видеть изображение щегла, которое, предположительно, было его фирменным знаком.

pavlovskmuseum.ru

Полотна из Павловска займут достойное место среди семи десятков итальянских натюрмортов, собранных на межмузейную выставку из разных собраний России: ГМИИ им. А. С. Пушкина, Государственного Эрмитажа, музея-заповедника «Петергоф», Пермской художественной галереи и др.
В представлении многих жанр натюрморта ассоциируется прежде всего с Голландией. Итальянский натюрморт привлек внимание исследователей лишь в 1920-х годах, но до сих пор в России эта страница в истории живописи остается малоизвестной. Между тем она существенно дополняет представление о стиле барокко, об искусстве Италии XVII–XVIII веков. Натюрморты украшали городские палаццо и загородные виллы; эти полотна отражали дух и мировосприятие той эпохи. Итальянские натюрморты высокого художественного уровня начали поступать в Россию еще при Петре I и Екатерине Великой. Но до настоящего времени они мало изучены. Будучи не опубликованными, эти произведения остаются вне мирового научного оборота, и задача выставки — показать собранными вместе произведения из разных музеев и частных коллекций. Многие из них зритель никогда не видел, поскольку место их постоянного пребывания — запасники. Имена художников — неаполитанцы Джузеппе Рекко, Джузеппе Руопполо, Паоло Порпора, римляне Микеланджело дель Кампидольо, Франческо Нолетти, прозванный Мальтезе, Микеланджело Черквоцци — для российского зрителя станут открытием. Многие атрибуции уточнены и исправлены куратором выставки доктором искусствоведения Викторией Марковой. Выставка в ГМИИ им. А. С. Пушкина открывается 5 марта и продлится до 26 мая 2024 года.

Ваш отзыв

Ваш отзыв