В ГМЗ «Гатчина » в рамках празднования 250-летия Гатчинского дворца, 11 марта открывается экспозиции «В любимых царских резиденциях. Гатчина, Царское Село, Петергоф» (Государственный музей-заповедник «Гатчина» — г. Гатчина, Красноармейский пр., 1). Экспозиция организована музеем-заповедником «Гатчина» в содружестве с ГМЗ «Царское село» и ГМЗ «Петергоф». В 13 залах будут представлены предметы из фондов Александровского, Большого Петергофского и Гатчинского дворцов: живопись, мебель, фарфор, предметы одежды, образцы декоративно-прикладного искусства. Выставка знакомит посетителей с обстановкой, в которой протекала частная жизнь императорской семьи во время пребывания в загородных резиденциях. В залах воспроизведены основные типы дворцовых интерьеров, и сделана попытка воссоздать образ бытовой атмосферы уюта и покоя, в которой жили и работали представители высшего сословия. Во вводном зале можно увидеть картины с видами Гатчинского парка кисти художника С. Ф. Щедрина, а также портреты Павла I, Екатерины II, великой княгини Марии Федоровны, великого князя Константина Павловича и других членов императорской фамилии — тех, кто жил или часто бывал в загородных резиденциях. Основная часть экспозиции состоит из двух «блоков». Первый – это образцы интерьеров так называемой «мужской половины»: Парадной приемной, где император принимал депутации от дворянства, иностранных послов, министров, сановников; Приемной, в которую приглашали посетителей более узкого круга; Кабинета, который служил местом работы императора; Бильярдной, где можно было отдохнуть от государственных дел и отвлечься. Второй «блок» — «женская половина». Главное отличие этих интерьеров — наполненность обычными для конца XIX века вещами, но создающими атмосферу особенной замкнутости и уюта. Это Гостиная, где можно увидеть живопись, фарфор и стекло широко известных европейских мастерских и многочисленные недорогие памятные сувениры; Фарфоровый кабинет и Сервизная, Музыкальная гостиная, Гостиная-кабинет, в интерьере которой использовалась элегантная мебель в стиле модерн; Детская с играми, образовательными и бытовыми предметами в экспозиции. Последний зал, украшенный полотнами европейских художников из собрания ГМЗ «Гатчина», представляет собой Парадную столовую, в которой могли проходить торжественные приемы. Стол здесь сервирован знаменитым Охотничьим сервизом, шедевром коллекции Гатчинского дворца.
11 марта для посетителей откроется выставка одного экспоната «Коронационный альбом императора Александра III» (Государственный музей-заповедник «Гатчина» — г. Гатчина, Красноармейский пр., 1), на которой будет представлен церемониальный альбом «Описание Священного Коронования Их Императорских Величеств Государя Императора Александра Третьего и Государыни Императрицы Марии Федоровны Всея России. 1883» (год издания альбома – 1885 г.) из Фонда редкой книги музея-заповедника «Гатчина». Выставка приурочена к 171-й годовщине со Дня рождения императора Александра III. История издания в России коронационных альбомов охватывает период в более чем полтора столетия. Первый из них был посвящен возведению на престол императрицы Анны Иоанновны. Последнее описание обряда коронации русских царей появилось в 1899 году: это был «Коронационный сборник», где рассказывалось об истории русских коронаций и об обряде венчания на царство Николая II и Александры Федоровны. «Описание Священного Коронования…» — это книга в издательском малиновом кожаном переплете с богатым золотым тиснением на крышках, тройными золочеными обрезами, форзацами из белого муара. В альбоме, состоящем из 8-ми глав, приведено тщательное, иногда поминутное, описание возведения на престол нового монарха. 26 хромолитографий на отдельных листах и рисунки в тексте иллюстрируют все этапы коронования, связанные с ним исторические места, предметы и персоны. Работами по созданию альбома руководил писатель Д. В. Григорович. В Москву были командированы лучшие живописцы своего времени: А.П.Соколов, В.Д. Поленов, И.Н. Крамской, В.В. Верещагин, Н.Н. Каразин, Е.К. Макаров, В.И. Суриков, К.А. Савицкий, братья Маковские и др. Художники выполняли зарисовки видов коронационных событий, и созданные ими акварельные рисунки легли в основу книги. Для украшения листов также были использованы фрагменты оформления меню парадных обедов или ужинов, выполненных по рисункам В.М. Васнецова и В.Д. Поленова. Альбом представлен в центральной витрине, а дополняют экспозицию стенды с информацией об истории обряда венчания на царство, о традиции издания коронационных альбомов, о том, как проходило само коронование Александра III: как к этому событию готовились, как выглядела церемония, какие торжественные мероприятия были этому посвящены. Здесь же можно увидеть копии меню, программ концертов, афиш, изображения с видами Москвы в дни коронации и т.д.