«Травиата» на стыке оперы и мюзикла

В Музыкальном театре «Мюзик-холл» состоялась премьера оперы Джузеппе Верди «Травиата» (либретто Франческо Пьяве по мотивам романа Александра Дюма-сына «Дама с камелиями») в постановке Натальи Индейкиной в сопровождении симфонического оркестра «Северная симфония» под музыкальным руководством Фабио Мастранджело.

Созданная в 1852 году опера по-прежнему остаётся одной из самых исполняемых. Хотя поначалу было много критики, в первую очередь, за литературную основу, где главной героиней является женщина с неоднозначной репутацией. Ведь само слово traviata в переводе с итальянского означает «падшая», «заблудшая», «сбившаяся с пути». Однако чарующая музыка и дальнейший сценический опыт сделали это произведение поистине шедевральным. Впрочем, для Верди это не было внове. Он и ранее в своих сочинениях ставил в центр людей, отвергнутых обществом.

Считается, что в основу сюжета «Дамы с камелиями» легла реальная история из личной жизни автора. Прототипом Виолетты Валери стала известная парижская модистка и куртизанка Мари Дюплесси. Но главное не в том, какой образ жизни вела главная героиня до встречи с человеком, которого страстно полюбила и от которого вынуждена была отказаться, а в глубине чувств, наполнивших эту интимную драму. Неизбежный трагизм в сочетании с элементами светского блеска на фоне вердиевской музыки полностью поглощает слушателей.

По словам художественного руководителя «Мюзик-холла» Фабио Мастранджело «Травиата», будучи не привязанной к каким-либо историческим фрагментам, остаётся вне времени и сохраняет свою актуальность. Действие происходит в Париже, но такая история всепоглощающей страсти и готовности к самопожертвованию ради любви могла бы произойти и в какой-нибудь другой географической точке, поэтому опера столь популярна во всём мире.

В данной постановке важное место занимают балетные номера в постановке хореографа Марии Коложвари, придающие фатальность происходящему. Особенно ярко это прослеживается в пластическом рисунке призрака смерти, преследующего Виолетту.

В сценографии Юлии Гольцовой и в созданных ею костюмах видна тема увядания и неминуемой гибели. Разбитое зеркало является наглядной метафорой разрушения мечты. Ко всему этому добавлены современный видеоконтент Вадима Дуленко и световое решение Ивана Никитина.

Наталья Индейкина говорит, что ей хотелось создать спектакль на стыке оперы и мюзикла, не нарушив классической сущности, но придав зрелищную фактуру.  А возможность прикоснуться к этому материалу называет подарком судьбы.

Директор театра Юлия Стрижак считает хорошей идеей совместить оперу с мюзиклом и выражает уверенность в том, что публика примет такое прочтение.

Возможно, это последняя премьера перед закрытием театра на капитальный ремонт, который должен начаться в следующем году. Несколько лет коллектив будет выступать на других площадках, зато вернётся в полностью обновлённое здание и с новым названием – Музыкальный театр имени Ф. И. Шаляпина.

Константин Глушенков

Ваш отзыв

Ваш отзыв