Шпиль Петропавловской крепости — символ северной столицы

С главным символом Северной Столицы — шпилем Петропавловской крепости связано имя инженера Дмитрия Журавского, благодаря которому Петропавловский собор обрел свою уникальную устойчивость ко всем стихиям!

Автором первого шпиля Петропавловской крепости был Доменико Трезини. Первый шпиль был деревянным.

Дмитрий Журавский предложил легкую металлическую решетчатую конструкцию из элементов, собирающихся по принципу мостовых ферм. Инженер Дмитрий Журавский на то время уже выполнил проектирование Николаевской железной дороги и нескольких мостов.  Благодаря его разработке шпиль может выдержать даже самые сильные ветра.

«Получилась конструкция, как детская игрушка-неваляшка. Центр тяжести очень низко, и как бы сильно ни дул ветер, шпиль все равно стоит вертикально. В помещении часов основание шпиля. Ниже связи шпиля с собором нет никакой. Он стоит под собственным весом», – рассказал главный хранитель часов-курантов Петропавловской крепости Андрей Кудрявцев.

Дмитрий Журавский продумал возможность поддерживать отклонения шпиля с помощью огромного ключа, подкручивая гайки которым можно выровнять шпиль Петропавловского собора.

«За 160 лет никто ни разу не воспользовался ключом, потому что на

сегодня отклонение шпиля от вертикали всего 3,5 сантиметра. И причем в нетрадиционную сторону: шпиль всегда отклонялся на запад, с западной стороны он больше подгнивал из-за мокрых ветров, с запада шпиль не опирается на стены собора, как с востока. А сейчас отклонение шпиля на восток», – отметил Андрей Кудрявцев.

17 декабря 2021 года в Петропавловской крепости журналисты отметили 200-летие инженера Дмитрия Журавского тематической экскурсией.

Об истории его работы над шпилем Петропавловского собора — главным символом Петербурга отвели целый зал в музее.

Уникальную историю Петропавловского шпиля представили экскурсоводы, рассказывая о жизни русского изобретателя, который был известен как талантливый строитель мостов на Николаевской железной дороге. Надежда Глотова, методист экскурсионно-методического отдела Государственного музея истории Санкт-Петербурга отметила, что конструкция Журавского не только уменьшила вес шпиля, дала дополнительное внутреннее пространство, но и сделала его более устойчивым к ветру. Он может безболезненно отклоняться на метр в сторону. За эту работу Журавского произвели в полковники Корпуса инженеров путей сообщения. 

КЛМ /Фото Людмилы Калясиной 17.12.2021/


 

Ваш отзыв

Ваш отзыв