САЛЬВАДОР ДАЛИ. «Атомная Леда» и другие образы ГАЛА





«Атомная Леда» (1947–1949). Сальвадор Дали


Музей Фаберже, Санкт-Петербург
Культурно-исторический фонд «Связь времен» и Музей Фаберже в Санкт-Петербурге представляют выставку «Сальвадор Дали. Атомная Леда и другие образы Гала». Выставка организована в партнерстве с Фондом «Гала – Сальвадор Дали» (Фигерас).
Генеральный спонсор выставки – ПАО «Газпром».
Куратор выставки: Монсе Агер, директор Музеев Дали фонда «Гала – Сальвадор Дали».
Показ этих произведений в России — уникальное событие, ставшее возможным благодаря десятилетнему партнерству российского фонда «Связь времен» и испанского фонда «Гала — Сальвадор Дали». Последняя выставка, организованная в результате их сотрудничества, — «Сальвадор Дали. Магическое искусство» в московском ЦВЗ «Манеж» — установила национальный рекорд посещаемости и официально стала самой посещаемой художественной выставкой в России за всю историю наблюдений. К сожалению, она была преждевременно закрыта в марте 2020 года в связи с пандемией COVID-19. Однако уже тогда организаторы договорились о проведении следующей выставки в Санкт-Петербурге при первой возможности.

«Галатея сфер» (1952). Сальвадор Дали


Партнерское доверие между российским и испанским фондами, а также пандемия COVID-19, продолжающая вносить коррективы в работу музеев во всем мире, сделали возможной демонстрацию в России ряда наиболее ценных живописных произведений Дали, составляющих золотой фонд Театра-музея Дали в Фигерасе. Такие шедевры, как «Атомная Леда» (1947–1949) и «Галатея сфер» (1952), предоставляются на выставки лишь в исключительных случаях, а «Галарина» (1945) и вовсе не покидала стен Музея Дали с момента смерти художника в 1989 году.
Выставка посвящается жене и музе Сальвадора Дали — Гала.
Гала (урожденная Елена Дьяконова) родилась в Казани в 1894 году. В юности, находясь на лечении в Швейцарии, она познакомилась с поэтом Полем Элюаром, за которого вышла замуж в 1917 году. Вместе с мужем она была активным участником движения сюрреалистов. В 1929 году она знакомится с Сальвадором Дали и расстается с Элюаром. Начиная с этого момента они с Дали становятся не только супругами, но и единомышленниками в искусстве, соратниками в борьбе за успех и признание.
Художник изображал Гала на протяжении более чем 50 лет. На выставке будет экспонироваться миниатюрная работа «Гала» 1931 года, которая считается ее первым портретом, созданным Дали, а также «Три знаменитые загадки Гала» 1982 года, ставшие его последним посвящением любимой, скончавшейся через месяц после создания этой картины. Между этими двумя произведениями — полувековой путь, который Гала и Дали прошли вместе. Практически все периоды творчества Дали, все его стилистические и философские искания нашли свое отражение в созданных им образах Гала. Она постоянно присутствует в его картинах и текстах, и Дали никогда не скрывал того огромного влияния, которое она на него оказывала.
«Ей суждено было стать моей Градивой, той, кто идет вперед, моей победой, моей женой», — пишет художник в своей книге «Тайная жизнь Сальвадора Дали». Градива — героиня одноименного романа Вильгельма Йенсена, популярного среди сюрреалистов писателя. Несколько работ, посвященных образу Гала-Градивы, созданных в сюрреалистический период творчества Дали, также представлены на выставке.
Гала занимает центральное место в живописи Дали 1940–1950-х годов — это период его творческой зрелости и время обретения им собственной (отличной от сюрреалистических догматов) философии в искусстве. Себя Дали провозглашает художником-классиком, а Гала называет «Ангел Равновесия, предвестник моего классицизма».
В 1940-х годах Дали вдохновляется работами мастеров эпохи Возрождения; особенно его восхищает Рафаэль. Итогом этого восхищения становится поясной портрет Гала 1945 года — знаменитая «Галарина». Влияние ренессансного гения
проявляется как в той умеренности, гармонии и равновесии, с которыми сделана эта картина, так и в самом названии, отсылающем к «Форнарине» Рафаэля. «Я назвал ее “Галарина”, потому что Гала для меня стала тем же, чем Форнарина для Рафаэля», — пишет Дали. Таким образом, этот портрет одновременно и дань эпохе Возрождения, и признание в любви Гала.
Во второй половине 1940-х годов Дали, в подражание разносторонне одаренным мастерам Возрождения, пишет собственный трактат о живописи, который называет «50 секретов магического мастерства». В нем он заявляет, что достиг того возраста, когда художник должен начать создавать шедевры. Своим первым шедевром он объявляет картину «Атомная Леда», которую решает показать на выставке 1947 года в Нью-Йорке еще незаконченной, чтобы продемонстрировать свой метод живописи. Изображая Гала в образе легендарной царицы Спарты, соблазненной Зевсом, принявшим облик лебедя, Дали строит композицию, строго следуя правилу золотого сечения и принципам сакральной геометрии. В то же время в годы создания «Атомной Леды» Дали уже приходит к своей концепции атомного мистицизма, и вследствие этого все элементы на картине изображаются словно подвешенными в воздухе, не соприкасающимися друг с другом.
Взрыв атомной бомбы 6 августа 1945 года стал для Сальвадора Дали, по его собственным словам, «сейсмическим потрясением». С этого момента начинается его увлечение современной наукой и особенно — ядерной физикой. Композиции и фигуры на его картинах начинают распадаться на отдельные элементы. В 1948 году после возвращения в Испанию из Соединенных Штатов Сальвадор Дали объявляет своим новым сверхоружием мистицизм, «абсолютное видение». Его произведения наполняются образами мадонн, ангелов, библейскими мотивами. Это уникальное сочетание ядерной физики и католической доктрины Дали называет «атомным мистицизмом» и излагает свое новое кредо в «Мистическом манифесте» 1951 года. В нем он называет мистический экстаз творчества «сверхрадостным, взрывным, распадающимся, сверхзвуковым, волнообразным и корпускулярным, поскольку это эстетическое проявление максимума райского блаженства, доступного человечеству на земле». В этом контексте «атомные» и «корпускулярные» образы Гала, к которым относится и «Галатея сфер» (1952), обретают значимость божественного откровения, явленного художнику в его экстатическом опыте.
Среди более поздних работ, представленных на выставке, следует упомянуть «Дали со спины, пишущий Гала со спины, увековеченную шестью виртуальными роговицами, предварительно отраженными шестью реальными зеркалами», которая является диалогом с одним из самых ценимых Дали испанских художников — Веласкесом — и его знаменитой картиной «Менины». Зеркало на картине Дали удивительным образом напоминает зеркало на полотне Веласкеса, а отражение Дали в зеркале прической и формой усов похоже на автопортрет Веласкеса в «Менинах».

/По материалам пресс-конференция в ОНЛАЙН-формате в ТАСС (г. Санкт-Петербург) , посвященной открытию в петербургском Музее Фаберже выставки «Сальвадор Дали. Атомная Леда и другие образы Гала», которая состоялась 11.10.2021/

Ваш отзыв

Ваш отзыв