Сегодня распространением информации занимается интернет, и вопрос о том, как познакомиться с коллекциями Эрмитажа, не стоит.
Необходимость в иллюстрированных каталогах картин или эстампов практически отпала. Во времена Екатерина II такие издания были доступны очень немногим. Они позволяли рассмотреть коллекции на расстоянии и сами они были большой редкостью. На выставке в Галерее гравюр Государственного Эрмитажа представлены первые листы такого каталога картин графа Орфорда в Хоутоне, который был поднесен императрице в подарок, и Екатерине II, рассмотрев его, приняла на расстояние решение о приобретении всей коллекции.
В одной из витрин каталог лежит в переплете красной кожи с тиснеными золотом российскими гербами. В 1930 г. каталог был продан советским правительством, а уже в наши дни известный меценат Михаил Карисалов приобрёл его на аукционе в 2022 г., и он вновь стал частью собрания Эрмитажа.
На выставке представлены приобретения самой императрицы — Екатериной II, созданные в технике миниатюрной живописи или эмали, которые приобрели особую популярность в Европе в XVIII — первой половине ХІХ века. Такие копии вместе с другими малоформатными картинами принято было помещать в кабинетах, где они располагались на стенах или в специальных витринах, на ширмах и планшетах, своего рода универсальных музеях картин в миниатюре.
О том как выглядела картинная галерея в первой половине XIX века, до открытия Нового Эрмитажа, дают представление рисунки Ю. Фриденрайха, прусского подданного, приехавшего в Россию в 1838 году. Они выполнены с помощью диаграфа — прибора для механического рисования с натуры, активно применявшегося во Франции для репродуцирования в гравюре картин, скульптур и интерьерных видов. Прибор был изобретен итальянским рисовальщиком, живописцем, скульптором и архитектором Лодовико Карди (также известным как Чиголи) в конце XVI в.
На выставке «Картинная галерея Эрмитажа в гравюрах, рисунках, миниатюрах» прибор, с помощью которого можно создавать правдивые интерьерные рисунки, представлен впервые.
В одной из витрин можно увидеть гравировальную доску и рисунок, который получается после печати с неё.
Изданием, воспроизводящим более 1200 картин — на тот момент три четверти живописного собрания музея — должна была стать «Императорская Эрмитажная галерея», к публикации которой приступили в 1844 году.
Первая тетрадь литографий и лист посвящения сперва были представлены на рассмотрение Николаю І. На тот момент места в личных покоях императорской семьи оставалось совсем мало для живописи и было принято решение о строительстве Нового Эрмитажа, в который переходили бы все коллекции. Сегодня на выставке показаны некоторые проекты того, как должны были бы выглядеть интерьеры и развешаны картины, как складывался Новый музейный комплекс, который стал доступен простым горожанам.
Выставка открыта до 1 февраля. К ней выпущен каталог, который вместе с интернетом позволяет знакомиться с коллекциями Эрмитажа.
По материалам https://newreportage.ru/archives/24019


















