Российский этнографический музей представит уникальную книгу-альбом о русских изразцах
18 марта в Российском этнографическом музее состоится презентация книги-альбома
«Русские изразцы в собрании Российского этнографического музея». Новое издание недавно
вышло в серии «Традиции мастерства» издательства «Бослен».
Книга познакомит с историей изразцового дела в России, классификацией керамических изделий и
особенностями их бытования и оформления, представит редкие документальные фотографии и
материалы архива музея. В издание-альбом включено более 120 изображений музейных изразцов,
большинство из которых публикуется впервые. Наиболее интересная и изученная часть собрания –
изразцы из состава печных облицовок и архитектурная керамика.
Автор-составитель книги – специалист отдела научной документации Российского этнографического музея Российского этнографического музея Татьяна Пинкусова, составитель – научный сотрудник отдела этнографии русского народа Российского этнографического музея Ольга Глазкова.
Предваряет основную часть издания статья доктора исторических наук, известного специалиста по
истории русского изразца Светланы Барановой, в которой рассказывается о зарождении интереса к
изучению русского изразца как «этномаркера» самобытной русской культуры и об истории создания
первых музейных коллекций.
К их числу можно отнести собрание изразцов Российского этнографического музея, формирование
которого началось в 1903 году. С тех пор трудами нескольких поколений этнографов собрано и
поставлено на музейный учет более 3 200 русских изразцов XVII−XIX веков, произведенных во
многих художественных центрах – Москве, Александрове, Санкт-Петербурге, Великом Устюге,
Сольвычегодске, Балахне.
Коллекция РЭМ включает в себя все типы изразцов: рельефные (терракотовые, муравленые,
полихромные), рельефно-расписные, гладкие расписные. Богатое собрание музея дает возможность
проследить развитие этого вида декоративного искусства на протяжении трех столетий: периода
расцвета производства и применения рельефного изразца в XVII веке и следующего этапа –
использования изразцов гладких с росписью в XVIII−XIX веках.
В издании приведены сведения об основных вехах формирования коллекции, территориально не
ограниченной местом расположения музея. Изразцы поступили из многих регионов их бытования
Вологодской, Костромской, Новгородской, Псковской, Пермской, Тверской и Ярославской губерний.
«Коллекцию изразцов составляют не только широко распространенные в печных наборах и
фасадных облицовках изделия «массового» производства. В ее составе выделены уникальные
изразцы – рельефные первой половины XVII века, гладкие расписные сюжетные Петровского
времени и второй половины XVIII века», – рассказала Татьяна Пинкусова.
«Большинство изразцов, к сожалению, не имеют сведений об истории бытования и поступления,
поэтому возникали сложности с их атрибуцией: датировкой и местом изготовления. Преодолеть их
удалось благодаря работе с аналогичными коллекциями из других музеев и помощи научного
консультанта», – добавила Ольга Глазкова.
Завершает книгу раздел, подготовленный архитектором, почетным реставратором города Москвы
Лидией Шитовой и преподавателем Московской государственной художественно-промышленной
академии имени С. Г. Строганова, художником декоративно-прикладного искусства, реставратором
Константином Патовым. Раздел расскажет о процессе реставрации старинного изразцового панно
«Двуглавый орел» из Андреевского монастыря в Москве, фрагменты которого были обнаружены в
1979 году во время реставрации.
Новая книга будет интересна не только музейным работникам, педагогам, мастерам-керамистам,
коллекционерам, но и самому широкому кругу любителей истории русской культуры, а великолепные
фотографии художников-фотографов Российского этнографического музея Анны Любимовой и
Ольги Волковой не оставят равнодушным ни одного ценителя прекрасного.
Российский этнографический музей
Санкт-Петербург, Инженерная ул., 1/4