В Садовом вестибюле Михайловского дворца открылась выставка-презентация «Портрет молодого человека в зеленом кафтане» кисти Ивана Никитина». На экспозиции в Русском музее представлена вновь определенная работа знаменитого художника, дополненная другими его произведениями из собрания Русского музея.
«Портрет молодого человека в зеленом кафтане» впервые выставлен после реставрации и установления авторства. Работа поступила в музей в 1897 году из собрания князя А. Б. Лобанова-Ростовского как произведение неизвестного художника первой половины XVIII века. Гипотеза об авторстве Ивана Никитина была окончательно подтверждена лишь недавно в результате разностороннего исследования и фундаментальной реставрации.
Иван Никитин (1690 — не ранее 1742) – крупнейший российский портретист первой четверти XVIII века, «персонных дел мастер», любимый художник царя Петра I. Его несомненных произведений сохранилось очень немного, поэтому атрибуция «Портрета молодого человека в зеленом кафтане» как подлинной работы замечательного мастера исключительно важна.
Первая идея об авторстве Никитина по отношению к этому портрету высказана музеем еще в 1980-х годах после комплексного технологического исследования. Однако, в связи с тем, что авторская живопись была искажена слоями потемневшего лака и поздними реставрационными записями, окончательные атрибуционный вывод сделать было невозможно. К примеру, пленка старого пожелтевшего покровного лака не позволяла даже точно определить цвет одежды персонажа: долгое время цвет кафтана ошибочно считался голубым.
С середины 2010-х годов проводилась масштабная реставрация полотна, которая была поручена Наталии Романовой — ведущему реставратору мастерской масляной живописи. В результате удаления поздних записей внешний вид произведения значительно приблизился к авторскому замыслу. Портрет считается незавершенным. Однако незавершенность не лишает это произведение выдающихся художественных качеств. Существует предположение, что моделью Никитину служил другой известный живописец петровского времени Андрей Матвеев. Датировать портрет следует концом 1720-х годов (до1732 г.), — когда Иван Никитин был арестован и заключен в Петропавловскую крепость. Поводом для ареста был пасквиль на Феофана Прокоповича, знаменитого религиозного и общественного деятеля. Однако, истинная причина в том, что Никитин был в числе сторонников передачи русского престола не Анне Иоанновне, а ее сестре Екатерине, в замужестве герцогине Мекленбургской.
В Русском музее хранится несколько работ Никитина, каждая из которых является бесценной реликвией, ярким свидетельством «культурной революции», происшедшей в России в эпоху Петра Великого. На экспозиции представлены: «Портрет царевны Прасковьи Иоанновны», 1714; «Портрет барона Сергея Григорьевича Строганова», 1726; «Петр I на смертном ложе», 1725 — три бесспорные работы знаменитого мастера.
Выставка продлится до 31 октября 2022 г.
/По материалам пресс-службы Русского музея/