8 июля 2025 года в разделе постоянной экспозиции «Католицизм: вероучение и культ» Государственного музея истории религии состоится демонтаж экспоната из витрины, в которой на протяжении последних лет была выставлена деревянная полихромная скульптура «Пьета» XVI века работы школы Тильмана Рименшнайдера.
Скульптурная группа Пьета (от итал. «сострадание», «жалость») представляет образ Богоматери, скорбящей над лежащим на ее руках телом Христа. Этот сюжет, искусственно выделенный из темы оплакивания Христа, впервые появился в западнохристианской духовной традиции в XIV в. («Откровения» св. Бригитты Шведской). Пьета – распространенный пример «образа благочестия» («андахтсбильда») – молитвенного образа, отделенного от общего почитания Страстей Христовых и предназначенного для мистического созерцания, личной молитвы и размышлений о страданиях Иисуса на кресте и скорби Богоматери.
Скульптурная группа «Пьета» находилась в разделе постоянной экспозиции с 2000 г., начиная с момента переезда Музея из Казанского собора в здание на Почтамтской улице. В 2021 – 2024 гг. была проведена полная реэкспозиция раздела: одна из витрин была также отведена под данную скульптурную группу.
Замена одного экспоната на другой – довольно рутинная процедура для музейных хранителей. Экспонаты путешествуют по выставкам как внутри музея, так и в выставочные залы других городов, регионов, стран. Некоторые, как, например, «Пьета», нуждаются в серьезной реставрации. Скульптурная группа отправится в мастерскую по реставрации деревянной полихромной скульптуры не менее, чем на два года. Над ней будет кропотливо трудиться целый коллектив специалистов. Главной задачей реставраторов станет раскрытие первоначального авторского слоя живописи, расчистка произведения от более поздних записей и поновлений, после чего скульптура вернется на свое законное место.
На время реставрационных работ на ее месте появится другая скульптурная группа «Мадонна с Младенцем» также немецкой школы (Кельн, XIV в.)
Несмотря на то, что коллекция западноевропейской скульптуры довольно обширна, для хранителей музея стало настоящей творческой задачей подобрать в витрину, созданную специально под «Пьету» новую скульптуру или скульптурную группу. «Мадонна с Младенцем» идеально вписывается в экспозиционное пространство. Композиционно и тематически это два совершенно разных образа, которые знаменуют начало и конец земной жизни Христа.
Пресс-служба Государственного музея истории религии
gmir.ru