«Петербургские дожди» впервые прошли со 2 по 17 октября 2023 года.- Первый фестиваль современной музыки завершился в Петербурге. Восемь концертных мероприятий петербургского фестиваля состоялось на пяти музыкальных площадках Санкт-Петербурга, в нём приняли участие ведущие коллективы и солисты северной столицы. Концертные программы охватили творчество российских композиторов разных поколений и осветили практически все направления, в которых сейчас создаётся академическая музыка.
Художественным руководителем фестиваля стал Антон Танонов — композитор, доцент Санкт-Петербургской консерватории, возглавивший в прошлом году Союз композиторов Санкт-Петербурга.

Словно обильный осенний ливень, фестиваль одарил публику россыпью музыкальных жанров и стилей, а среди сочинений были представлены как популярные, так и весьма узконаправленные.
Фестиваль проходил на разных площадках музыкального Петербурга. Государственная Академическая Капелла Санкт-Петербурга, принявшая открытие фестиваля, специализируется, в основном, на музыке классиков. Дубовый зал Союза композиторов, наоборот, часто становится местом для исполнения новинок. В концертном зале церкви Яани Кирик звучали хоровые и органные сочинения. Сцена Екатерининского собрания объединила классическую, эстрадную музыку, а также драматические спектакли. А в театре ЛДМ, зал который по технической оснащённости и оформлению отличающемся от остальных, прошёл заключительный вечер.
Дружелюбный диалог с публикой поддерживался яркими вступительными словами. Антон Танонов познакомил аудиторию с направлениями фестиваля, пианистка Надежда Медведева рассказала о Санкт-Петербургском Объединении фортепианных дуэтов, председателем которого она является, и участники которого выступили на одном из концертов, выступление музыковеда Иосифа Райскина погрузило слушателей в историю первого русского авангарда.

К участию в фестивале участвовали молодые исполнители — студенты и выпускники музыкальных ВУЗов, Международный симфонический оркестр «Таврический» и Государственный Русский концертный оркестр Санкт-Петербурга, Хор студентов Санкт-Петербургской Консерватории имени Римского-Корсакова и Концертный хор Санкт-Петербургского государственного института культуры, хор с оркестром народных инструментов, — детский хор «Перезвоны» ДШИ имени Глинки. Среди камерных ансамблей участие приняли: струнный Ауэр-квартет, фортепианные дуэты «Spectrum-duo» (Марина Климова и Надежда Медведева), «ПетРо Дуэт» (Анастасия Рогалёва и Дмитрий Петров) и другие фортепианные ансамбли.
Солистами стали лауреаты многочисленных конкурсов, артисты Мариинского театра, Государственной филармонии Санкт-Петербурга для детей и молодёжи, Санкт-Петербургской филармонии имени Шостаковича . Прозвучала музыка не только петербургских композиторов, но и авторов из Москвы, Казани, Ростова-на-Дону, а также Китая.
Открытие фестиваля было посвящено сфере симфонической музыки. В программу вошли четыре крупных многочастных произведения петербургских композиторов, среди которых — две мировых премьеры: острый, драматичный Концерт для виолончели с оркестром Александра Изосимова и жизнеутверждающий Концерт для фортепиано с оркестром №4 Николая Мажары, концертная фантазия «Заклятие солнца» Леонида Резетдинова, множественностью,пятичастная «Чехов-симфония» Александра Радвиловича.

Уже второе мероприятие сделало фокус на хоровой музыке, исполненной преимущественно a capella (во втором отделении к хору присоединился пианист Константин Зелигер). Крупные и наиболее сложные сочинения сконцентрировались в первой части концерта — секвенцию для хора Sator Александра Попова, исполнненом впервые. с тщательным вниманием композитора к фрагментам знаменитого Помимо музыки, полной новых для слуха решений, были исполнены и простые известные номера: песня «Я шагаю по Москве» Андрея Петрова, романс «Город спит» Валерия Гаврилина и другие.
Следующие четыре вечера раскрыли сферу камерной музыки. Концерт «В кругу друзей» был посвящен фортепианным дуэтам — прозвучали произведения для двух фортепиано, а также для фортепиано в четыре руки. «Питчинг-концерт» представил сочинения для музыкального театра. В полуконцертном виде были показаны фрагменты сочинений Евгения Петрова, Александры Петровой и Светланы Нестеровой, премьера которых ожидается в ближайшем будущем. Полностью был исполнен юмористический моно-балет «День чиновника» Антона Танонова — роль карикатурного управленца исполнила хореограф Алёна Лапина, музыкальное сопровождение на кларнете — Александр Захаренко. Концерт «Генезис» обнаружил преемственность современной российской музыки с Ассоциацией современной музыки (АСМ): прозвучала музыка авторов, стоящих у её истоков (Артур Лурье, Николай Рославец) и продолжателей (Люциан Пригожин, Георгий Фиртич), а также наших современников (Сергея Осколкова, Елены Иготти и других). Цикл концертов продолжила теме экологии программа «Планета Земля II», в которой тесно переплелись электронная музыка и струнный квартет.
Своеобразный разворот в оркестровую сферу произошёл в концерте «Русская карусель», где оркестр русских народных инструментов представил сочинения самых разных жанров. Всевозможные грани лирики отразились в произведениях для голоса и народного оркестра Петра Иванова, Антона Гладких, Виктора Плешака. Сказочные образы воплотились в сюитах из балетов Валерии Финкельштейн и Семёна Заборина. Удалой пляс — в музыке для оркестра народных инструментов Елизаветы Панченко и Вадима Бибергана. А Торжественная увертюра для фортепиано (партию исполнил Николай Мажара) и оркестра русских народных инструментов Вячеслава Круглика, стала кульминацией этого вечера, придав звучанию мощный, даже симфонический размах.
Концерт-закрытие «Золотые хиты» оказался одним из наиболее массовых мероприятий фестиваля. Публика смогла услышать давно полюбившиеся сочинения, со многими из которых мы знакомы с юных лет: «Эй, моряк!» Андрея Петрова, «Соловьи» Василия Соловьёва-Седого, «С чего начинается родина» Вениамина Баснера. Помимо известных песен, в программу вошли саундтреки к кинофильмам («Крах инженера Гарина», «Приходи на меня посмотреть», «О бедном гусаре замолвите слово»), энергичные фрагменты из мюзиклов Антона Танонова и проникновенный финал оперы-поэмы «Рубеж» Александра Чайковского — цепляющие композиции, с яркими художественными образами.

Фестиваль «Петербургские дожди» проявил себя как мероприятие, способное заинтересовать широкий круг аудитории — как любителей авангардных решений, так и ценителей классического звучания. По словам художественного руководителя, событие вновь состоится в следующем году, появятся новые форматы концертов, а география участников продолжит расширяться.
Диана АКСИНЕНКО