Вначале – краткая историческая справка:
7 февраля 1943 года под звуки оркестра к полуразрушенному Финляндскому вокзалу подошёл первый поезд с Большой земли. Состав с продовольствием в Ленинград привела лучшая бригада паровоза Эу 708-64 депо «Волховстрой».
Это стало возможным благодаря прорыву блокады Ленинграда и строительству железной дороги на южном побережье Ладожского озера. В результате самоотверженного труда строителей к 5 февраля 1943 года за 17 дней от Шлиссельбурга до Полян был уложен главный путь длиной 33 километра. Железная дорога находилась в прямой видимости противника и подвергалась постоянным обстрелам. Машинисты называли этот путь «коридором смерти», но для сотен тысяч ленинградцев он стал дорогой спасения.
И, если Дорога жизни на слуху, то о Дороге Победы (она же – «коридор смерти») говорят меньше. Между тем только за год (до полного освобождения города) по ней прошло около 5 тысяч поездов, и если подсчитать, сколько грузов было привезено в Ленинград за этот период различными способами (и навигацией по Ладоге, и по Дороге жизни по льду, и по железной дороге), то выяснится: Дорога Победы перевезла три четверти от всего груза…
7 февраля 2024 года в ознаменование 80-летия со дня полного освобождения Ленинграда от вражеской блокады от платформы Финляндского вокзала — под звуки духового оркестра — в первый рейс отправился тематический электропоезд «Ласточка». Это стало возможным благодаря совместным усилиям сотрудников ОЖД, комитета по культуре и туризму Ленобласти, информационно-туристского центра Ленобласти.
От себя скажу: хорошо, что «Ласточка», а не «Сапсан»!
Ласточка издревле почиталась у славян наряду с сизым голубем как любимая Богом птица. Дома, где ласточки лепили свои гнезда, считались счастливыми. Разорение их гнезд считалось большим грехом. Обращение к близкому человеку («Ласточка ты моя!..») звучит как ласкательное. А сапсан всё-таки – «хищная птица из семейства соколиных».
РЖД уже доказали: «Ласточки» «улетают» по расписанию, и в пункт назначения прибывают без опозданий, они комфортны.
Однако, когда речь заходит о блокадном Ленинграде, при упоминании этой птички-невелички вольно или невольно возникает ассоциация с другой ласточкой – с той, которую многие ленинградцы носили на груди. С конвертом в крохотном клювике. Об этом вырезанном из жести значке блокадная муза Ольга Фёдоровна Берггольц в победном 1945-м вспоминала:
Сквозь года, и радость, и невзгоды
вечно будет мне сиять одна —
та весна сорок второго года,
в осажденном городе весна.
Маленькую ласточку из жести
я носила на груди сама.
Это было знаком доброй вести,
это означало: «Жду письма».
Этот знак придумала блокада.
Знали мы, что только самолет,
только птица к нам, до Ленинграда,
с милой-милой родины дойдет.
Существует легенда (легенда ли?), что рейхсминистр народного просвещения и пропаганды Третьего рейха Геббельс (возможны другие имена, например, генерал-фельдмаршал фон Лееб или генерал-полковник фон Кюхлер) докладывал фюреру, что в осаждённый Ленинград не пролетит даже птица. Мол, потому-то ласточка это ещё и ответ ленинградцев самоуверенным фрицам.
Прежде чем «Ласточке» отправиться в не столь и долгий (по нынешним меркам) путь, на «распределительной» площадке (пространстве между зданием вокзала и перронами) состоялся митинг, где прозвучали «приветственные слова» представителей администраций Ленинградской области, Санкт-Петербурга, ОАО «РЖД», ветеранов.
Председатель дорожного совета ветеранов Павел Марков, ребенком переживший ужасы войны, подчеркнул, что на Дороге Победы погибло 287 человек:
— Но эти жертвы были во имя спасения жизней десятков тысяч ленинградцев. Налаженная железнодорожная связь с Большой землей позволила доставлять в город самые разные продукты. На первом поезде, кстати, было доставлено 80 тонн сливочного масла…
Затем последовала театрализованная реконструкция «Прибытие первого поезда в блокадный Ленинград». К платформе неспешно причалил, окутываемый клубами дыма, паровоз, на фронтоне которого яркая красная звезда, а под ней в обрамлении хвои плакат: «Боевой привет шлёт Родина героическому Ленинграду».
Паровозы именно этой серии — СО18-2018 (Серго Орджоникидзе) — стали одними из первых, вошедших в поверженный Берлин. Ретропоезд состоял из нескольких вагонов-теплушек начала ХХ века и пассажирских вагонов 1930-х годов. На пустынный перрон сошли красноармейцы (кто в овчинном полушубке, кто в ватной телогрейке, кто в шинели), милиционеры, сандружинница… Несколько жителей блокадного города встречали их. Затем под звуки всё того же духового оркестра они «влились» и растворились среди участников торжественного мероприятия.
Каждый из пяти вагонов «Ласточки» посвящен одной из тем жизни блокированного города и оформлен соответствующим образом: быт, медицинское обслуживание, дети, промышленность, культура и искусство в блокированном Ленинграда, а также — Дорога жизни и Дорога Победы.
Отдельный раздел посвящен работе родильных домов. За период с 1941 года по 1944 год в городе родилось почти 96 тысяч малышей. У многих матерей не было молока, и в Педиатрическом институте был разработан специальный рецепт смеси (на основе сои) для грудничков. Поражают и другие цифры: во время блокады донорами крови стало почти 229 тысяч человек! Сколько жизней раненых было спасено благодаря это бесценному дару!
В оформлении подвижного состава приняли участие музеи Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Центральный государственный архив и Санкт-Петербургская филармония.
Экспозиция станет постоянной, а поезд будет включен в пригородную сеть, — заверил начальник Октябрьской железной дороги Виктор Голомолзин.
— Этот пригородный электропоезд посвящен 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. Его первый рейс будет осуществлен на станцию Ладожское озеро, в последующем мы также планируем его запустить и по другим направлениям, где есть пригородное сообщение. Экспозиция станет постоянной, поезд проработает не один год и будет транслировать связь поколений, — сказал он.
Тематическая пригородная электричка будет курсировать на маршрутах в направлении Мельничного ручья (по будним дням), Великого Новгорода (по выходным) – с Московского вокзала.
На тематической «Ласточке» в путь по Дороге жизни отправились почётные гости: блокадники, школьники, принимавшие участие в блокадных проектах, представители военных музеев, железнодорожники, журналисты. В дороге, а она заняла около часа времени, звучали песни и стихи военной поры в исполнении артистов Театра на Литейном (примечательно, что среди пассажиров был и художественный руководитель театра – Сергей Морозов), проводились викторины на блокадную тему.
По прибытии на станцию Ладожское Озеро состоялся ещё один митинг, возложение цветов к установленному на вечную стоянку паровозу Эш 4375, на тендере которого начертано «Всё для фронта, всё для победы!»; в митинге приняли участие (в том числе, разумеется) и школьники – участники лыжного пробега «По маршруту блокадной Дороги Победы».
После чего все желающие — и проголодавшиеся — воспользовались «услугами» полевой кухни (в здании вокзала и на свежем воздухе); аппетитная гречневая каша с тушёнкой и дымком и горячий чай оказались весьма кстати.
Завершилось торжественное мероприятие митингом и возложением цветов к вечному огню у Разорванного кольца – памятника-символа, установленного у кромки Ладожского озера, где начиналась ледовая трасса, по которой:
«Дорогой жизни шел к нам хлеб,
дорогой дружбы многих к многим.
Еще не знают на земле
страшней и радостней дороги».
Ольга Берггольц
Особо хочется отметить: по моим приблизительным «прикидкам» в торжественной акции приняло участие около четырёхсот человек! И наверное, к каждому можно отнести слова из уже цитированного мной стихотворения Ольги Берггольц «Блокадная ласточка»:
«..я приму неслыханной, нетленной
весть, идущую еще с войны…»
…В народе говорят: одна ласточка весны не делает.
Очень хочется надеться, что это не так. Во всяком случае, день 7 февраля 2024 года выдался морозным, тусклым с непрекращающимся снегопадом (что очень мешало фотосъёмке), сегодня же день, хоть и морозный, но по-весеннему солнечный…
PS
Что не понравилось. Лично мне. Не единожды из уст выступающих, в том числе и высокопоставленного чиновника, прозвучало: снятие блокады! Не было снятия! Были ожесточённые кровопролитные бои как при прорыве блокады в январе 1943-го, так и полном освобождении осаждённого врагом города в январе 1944-го.