Петербург встретил 83-ю годовщину пуска блокадного трамвая в осажденном Ленинграде трамвайным звоном. Во вторник, в 11 часов, во всех трамвайных парках Петербурга прозвучит трамвайный звонок. Апрельский трамвайный звон – дань памяти ленинградским трамвайщикам, которые именно таким способом 15 апреля 1942 года возвещали о торжестве жизни в блокадном городе и возвращении пассажирского трамвая.
Трамвайный звонок часто встречается в воспоминаниях очевидцев и участников возобновления трамвайного движения в Ленинграде 15 апреля 1942 года. В тот день вагоновожатая Ефросинья Агапова впервые после 4-месячного перерыва вывела первый трамвай в город. Она ехала, зажав педаль трамвайного звонка, чтобы ленинградцы слышали, что трамвай снова пошел. В апрельском трамвайном звоне, как писали тогда газеты, ленинградцы слышали «далекий звон колоколов Победы».
Вот как описывает этот трамвайный звон сам начальник Трамвайно-троллейбусного управления в годы войны Михаил Сорока:
«Ночевал я по-прежнему у себя в кабинете, но вечером съездил все-таки домой, переоделся в новый фирменный костюм. В половине шестого утра вышел на улицу. Уже светало. Стылый ветер дул с залива. Встречные прохожие подняли воротники. Иду по Невскому к Дворцовой площади. Знаю, что в шесть должно начаться движение. Почему же никого еще нет? Волнуюсь, как мальчишка перед экзаменом. И вдруг откуда-то издалека донесся трезвон. Почудилось? Нет! Но почему же вагоновожатый не снимает ноги с педали? Кто-то встал на пути? Невозможно проехать? Невольно прибавил шагу. Гляжу, а от Главного штаба выезжает на невский трамвай. Через переднее стекло моторного вагона видно сияющее радостью лицо вагоновожатой. А нога ее то и дело выжимает педаль звонка, который созывает отовсюду людей, — смотрите, радуйтесь, мы выжили!»
В честь 83-й годовщины пуска блокадного трамвая 15 апреля праздничный трамвайный звон прозвучал во всех трамвайных парках Петербурга – в Невском, Василеостровском, Петроградском, Кировском, Адмиралтейском, Калининском и Выборгском районах.
В военные годы работали Трамвайные парки на Московском проспекте (тогда им. И.Г. Коняшина), на Васильевском острове (тогда им. А.П.Леонова), на Петроградской стороне (тогда им. К.Н. Блохина), Рождественский трампарк в Дегтярном переулке (ныне не функционирует), Ланской трампарк на Сердобольской ул. (тогда им. М.И. Калинина), на ул.Братьев Грибакиных (тогда им. В. Володарского).
В год 80-летия Великой Победы к годовщине возобновления трамвайного движения в блокадном Ленинграде в Горэлектротрансе появится новая традиция: 15 апреля в 11:00 трамваи в трамвайных парках Петербурга подадут трамвайный звонок. Апрельский трамвайный звон – дань памяти ленинградским трамвайщикам, которые именно таким способом 15 апреля 1942 года возвещали о торжестве жизни в осажденном городе и возвращении пассажирского трамвая. В этот день трамваи военной эпохи совершили памятный рейс до Нарвских ворот, конечной точки южных блокадных маршрутов, и открылась «Стена Памяти» в Экспозиционно-выставочном комплексе ГЭТ.
Крестовский трамвайный парк имени Скороходова (ныне не функционирует), трамвайный парк Кировского района на ул.Маршала Говорова (ныне не функционирует), а также Котляковский трамвайный парк на пр.Стачек были законсервированы. Трамвайный парк на Стачек (ныне Трамвайный парк №8) был самым близким к линии фронта и беспрестанно обстреливался врагом. На территории трампарка размещались войска, сам парк был заминирован, а вагонами парка, нагруженными песком и булыжником, перегородили Петергофское шоссе как последний рубеж обороны. В направлении фронта по путям Стрельнинской линии, оставшимся на территории Ленинграда, функционировала только подвозная трамвайная линия. В память об этом на пр.Стачек 114 у ворот Трамвайного парка №8 установлен памятник Блокадному трамваю.
15 апреля 1942 года в первую очередь были запущены 5 трамвайных маршрутов – №№ 3,7,9,10,12. Они были спланированы так, чтобы пассажиры могли добраться из любой точки города в нужное место максимум с одной пересадкой. Это позволяло при минимальном количестве маршрутов соединить все концы города единой сетью и организовать как можно более полное в условиях блокады транспортное сообщение. Впоследствии маршрутная сеть блокадного трамвая расширялась.
Трамвайный звонок связывает петербуржцев с памятью о судьбе жителей блокадного города и напоминает о том, какой ценой несломленному Ленинграду досталась Победа.
Фоторепортаж. Владимира Желтова