
История первой русской «электрички» — Ораниенбаумской электрической линии (Оранэлы началась ) началась 21 января 1916 года.
Сегодня Ораниенбаумская электрическая линия встречает 108-летие подготовкой к обновлению маршрута №36
Проект этой пригородной железной дороги, примечательной тем, что её обслуживали трамваи, предусматривающие регулярное транспортное сообщение от Нарвских ворот до Ораниенбаума.
На бывших участках Ораниенбаумской электрической линии проходят современные маршруты №№ 36 и 60, которые Горэлектротранс активно развивает. Для эксплуатации на Стрельнинской линии Трамвайный парк №8 получит 32современных низкопольных трамвая — трехсекционные «Витязи-М» и двухсекционные «Богатыри-М».
«Исторически Оранэла первая электрическая пригородная железная дорога … это единственная трамвайная линия в Петербурге, которой посвящен целый музей – Музей Оранэлы!», — рассказал директор СПб ГУП «Горэлектротранс» Денис Минкин.
«Первая русская электричка и одна из первых в Европе пригородных электрических железных дорог – Оранэла – должна была связать 60-километровой нитью Нарвскую заставу через Стрельну, Петергоф и Ораниенбаум с Красной Горкой. Из-за войн и революций проект не был реализован до конца. Сегодня Оранэла – это Стрельнинская линия петербургского трамвая, необычайно живописная и поэтичная…», — рассказал основатель Музея Оранэлы Сергей Баричев.

В рамках совместной работы петербургского Горэлектротранс с Музеем Оранэлы к 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады в Экспозиционно-выставочном комплексе Горэлектротранса 23 января откроется выставка «Рабочий рубеж», один из разделов которой раскрывает военную и послевоенную историю Стрельнинской трамвайной линии, связанную с личностью главного инженера трамвайного парка на пр. Стачек Л.Г.Питкянена.
Постройка между Ораниенбаумом и Петербургом электрической железной дороги обсуждалась с 1898 года.
21 января (8 января по старому стилю) 1916 года состоялось торжественное открытие движения на маршруте № 1 Нарвские ворота – Путиловский завод, находившемся на головном участке Ораниенбаумской железной дороги. Эта дата и считается днём рождения Оранэлы.
Трасса Оранэлы была очень живописной, в 1925-м году по дороге было перевезено почти 1,8 млн человек. С городского трамвая пассажиры пересаживались на вагоны Оранэлы у Нарвских ворот, где был оборудован вокзал. «Трамвай-электричка» был поистине скоростной, причём не только для своего времени, но и для наших дней. Скорость движения вне населённых мест достигала…60 км/ч! При этом интервалы в движении предусматривались всего в 10 минут. Оранэла имела все признаки городского трамвая, в октябре 1929 года Народный комиссариат путей сообщения передал линию Ленинградскому отделу коммунального хозяйства для включения в общую трамвайную сеть города. Княжевский вагонный парк Оранэлы стал трамвайным парком и получил имя И.Е. Котлякова. Сегодня это Трамвайный парк No 8, который продолжает историю Оранэлы, обслуживая линию 36-го трамвая до Стрельны.
/По материалам Дарьи Тимофеевой, пресс-служба СПб ГУП «Горэлектротранс» и Сергей Баричева, Музей Оранэлы/