Выездную пресс-конференцию пресс-центр «Интерфакса» провел для журналистов в отреставрированном выставочном пространстве Музея Академии художеств. Представителям СМИ рассказали о в планах музея на 2025 год, под старинными сводами «Хоров» на Университетской набережной,17, директор Музея Академии художеств Алексей Мудров, заведующая экскурсионным сектором музея Людмила Худякова и заведующая детским культурно-просветительским отделом музея Елена Сухарева.

Выставочный зал — «Хоры», а по-другому балкон или верхний вестибюль. Необычно место для проведения пресс-конференции. Последние лет 40 он был проходным помещением. И здесь экспонировались в основном вазы — копии скульптур из Парфенона или, например, храма Афины Афайи на острове Эгина. Зал был закрыт на два месяца на реставрацию, после чего он скоро будет доступен для посещения, как и после реставрационных работ для посетителей в ближайшее время откроется Музей-усадьба И. Е. Репина «Пенаты», новое здание музея на Вознесенском проспекте.
Зал «Хоры» был закрыт на два месяца. Теперь там появилось освещение, стеклянные перегородки и полностью новый паркет. Планируется, что помещение будут использовать для организации временных экспозиций.
Хоры давно нуждались в ремонте, как в верхний вестибюль. Наконец, до этого дошли руки и появилось, что очень важно, финансирование.
Сейчас это очень интересное пространство, с которого виден просвет вниз, который ранее был закрыт огромным банером.

Перила здесь довольно низкие. Поэтому, во избежании инцидентов с посетителями, их дополнительно оградили прозрачными ширмами, что немного портит классический вид зала. Вазы, слепки с классических образцов, целые скульптуры — все собрано в этих залах. Совершенно невероятным является коллекция макетов зданий Санкт-Петербурга. Это образцы, которые, довольно часто менялись по разным причинам в процессе постройки. Что интересно, во многих из них предусмотрено открытие е фрагментов стен, что позволяет нам как бы войти внутрь. Это волшебство можно было бы назвать «Петербург, которого никогда не было».
В планах Музея создание целого квартала на углу Вознесенском проспекта и улицы Римского Корсакова. Много лет здания стояли бесхозными, теперь это владения МАХ. После проведения экспертизы начнутся строительные работы. Приблизительный эскизы уже есть, но пока приходится устанавливать контрфорсы, чтобы спасти от разрушения ещё существующие постройки.
Строительным работам музей уделяет довольно много времени, так как пришло время заняться усадьбой Пенаты. Все внутренности самого здания уже вывезены, они или на идущей на набережной выставке, или у реставраторов. И, если с живописью музейщики справляются сами, то многое непрофильное — ткани, фарфор-пришлось просить выполнить реставр авторов других организаций. Среди них Музей этнографии, Эрмитаж и даже центр Грабаря. Но скучать в Пенатах не приходится.
После окончания Великой Отечественной войны в Музее Академии художеств открыли собственную реставрационную мастерскую, куда поступили несколько картин для консервации. В их числе было и большое полотно Луки Джордано «Избиение младенцев» (250 х 325 см). Картину дублировали на новый холст, а на лицевую сторону поставили профилактические заклейки. Эта работа проводилась в 1951 году как временная мера. До того момента, когда произведение поступит на серьезную длительную реставрацию. Этого по разным объективным и субъективным причинам не случилось до 2022 года, в конце которого наконец приступили к сложнейшей работе по восстановлению этого полотна, Выставка будет посвящена этапам реставрации уникального этого музейного экспоната. Она запланирована на сентябрь.
В период ПМЭФ в залах музея будет развернут выставка «Зубаб Церетели и Нико Пиросмани» из коллекций Третьяковской галереи, Московского музея современного искусства, Государственного музея Востока, Музея-галереи Е. Евтушенко, частных собраний.
В музее будут открыты несколько выставок к 80-й годовщине Победы в Великой войне.
Выставка «Блокада. Академия. Дипломы» посвящена дипломной сессии Всероссийской академии художеств, которая проходила в декабре 1941 года в блокадном Ленинграде. Многие студенты для завершения выпускных работ вернулись с фронта, и снова встали на защиту Родины сразу после получения диплома.
Выставка «Переживание войны» посвящена жизни и творчеству, начиная с защиты дипломов, выпускников Академии художеств военных и первых послевоенных лет, когда основными для выпускных работ стали темы войны, Победы, а потом и радости мирной жизни.
Выставочный проект Alma mater фонда новых поступлений живописи НИМ РАХ, который позиционируется как начало новой традиции «сезонных выставок», ориентирован на современное искусство и выпускников Академии художеств последних лет. Музей активно исследует живопись современных авторов, работающих в разных жанрах и стилях, в творчестве, которых ярко проявились следование великим мастерам в поиске мотивов и темы и образы, присущие современности.
В 2025 году музей планирует показать выставку «Класс зверей и птиц, плодов и ягод» об истории возникновения старейших художественных классов и первоначальной системе образования в Императорской Академии художеств. Её участниками станут также Государственный Русский Музей, Гсударственный Эрмитаж, Государственная Третьяковская галерея, Государственный Музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина. Выставка зверописи, как её ласково называют в музее станет, пожалуй, хитом сезона.

Не много найдется знатоков даже в Петербурге, кто знаком с коллекцией архитектурных моделей Екатерины II, выполненая из пробки. Модели как живые, у некоторых есть даже вкрапления мха для придания большей реальности. По этой экспозиции есть отдельная экскурсия.
Музею тесно в своих традиционных стенах. Возможно, поэтому разработана пешеходная экскурсия по Академическому кварталу. Кроме того, в каждом из филиалов — музеях — квартирах Куинджи, Бродского, дому — Дому — музею Чистякова в Пушкине ждут новые знания и открытия.
В музее существует детский центр, проводящий множество программ для детей, адаптированных под конкретный возраст.
Но если вы взрослый и хотите попробовать себя в искусстве живописи, вам предложат мастер классы, где и совершенно неумеющего рисовать, за цикл из 4 занятий по 2 часа, научат не как профессионала, но как начинающего художника, рисовать маслом. Но можно начать и с гуаши.
Все подробности по экскурсиям и мастер классам прекрасно расписаны на сайте музея.
«Это, естественно, выставочные пространства, общественные пространства. Реставрационный центр, который займёт порядка тысячи квадратных метров, будет сконцентрирован на реставрации гипса и архитектурного рисунка. Конечно, творческие мастерские, открытые творческие мастерские наших талантливых студентов», — сказал Алексей Мудров, директор Музея Академии художеств.
Предположительно, площадка примет посетителей уже через четыре года. А вот в августе 2026 года закончатся работы в музее-усадьбе Репина «Пенаты». Они касаются, прежде всего, самого дома. Оттуда вывезли все вещи, меняют инженерные сети, системы пожарной безопасности. Посещение ограничено. Тематические выставки проводятся в шатрах на территории.
По материалам Татьяны Бушмановой