По случаю 82-й годовщины пуска блокадного трамвая в осажденном Ленинграде Экспозиционно-выставочный комплекс ГЭТ показал новый экспонат — вагон ЛМ-33 1940 года, построенный на ленинградском ВАРЗ-1. Трамвай застал блокаду, а в послевоенные годы после завершения эксплуатации в качестве пассажирского вагона был переоборудован в грузовой.
Сегодня он вошёл в состав праздничной трамвайной колонны военной эпохи, которая проехала по Петербургу в память о подвиге ленинградских трамвайщиков. После возложения цветов к мемориальной доске у Василеостровского трамвайного парка и открытия выставки «Трамвай и город» в торжественно-памятный рейс до Финляндского вокзала отправились вагоны МС-4, реплика ЛМ-33 и грузовой ЛМ-33. Во время памятного рейса Российское общество «Знание» организовало трамвайную лекцию «Кабель жизни».
В Экспозиционно-выставочном комплексе городского электрического транспорта (ЭВК ГЭТ) вспоминали о роли трамвая в блокадном Ленинграде. Помимо пассажирских и санитарных вагонов в городе работали грузовые трамвайные поезда. Они привлекались к эвакуации жителей районов, приближенных к линии фронта; для заготовки дров, подвозки сырья и материалов для промышленных предприятий, расчистки города от снега и мусора, строительства оборонительных сооружений, а также участвовали в перевозке «Кабеля жизни» от завода «Севкабель» к железной дороге.
«Реставрация старой техники – это всегда непредсказуемо. До конца сложно сказать, с какими проблемами придется столкнуться, но мы научились эти проблемы преодолевать и доводить технику до оригинального и работоспособного состояния….», — рассказывает начальник группы экспозиционно-выставочных программ ЭВК ГЭТ Павел Ялышев.
Примечательно, что первые вагоны ЛМ-33, разработанные командой выпускника ЛИИЖТа, молодого 27-летнего конструктора Дмитрия Ивановича Кондратьева были собраны на площадке нынешнего Василеостровского трамвайного парка (тогда – трампарка им. А.П.Леонова). Впоследствии серийно эти вагоны выпускал новый ленинградский трамвайный завод ВАРЗ-1. Причем завод выпускал вагоны ЛМ-33 только для Ленинграда.
/По материалам пресс-службы СПб ГУП «Горэлектротранс»/