Не для житейского волненья…

Театральный сезон в Москве радует новыми премьерами. Одна из последних – спектакль «Пиковая дама» по одноимённой повести Александра Пушкина (инсценировка Романа Козырчикова) в постановке Игоря Яцко в Государственном академическом театре имени Моссовета. Это одно из первых культурных событий столицы в преддверии отмечаемого в следующем году 225-летия со дня рождения «солнца русской поэзии».
Данная постановка, по словам советника мэра Москвы по вопросам культуры и культурного взаимодействия с новыми регионами Александра Кибовского, стала подарком народной артистке России Валентине Талызиной, которая давно мечтала о роли графини Анны Федотовны Томской.


Спектакль представлен публике в классическом варианте, без излишних авангардистских решений. Правда, мистикой наполнен, может быть, в большей степени, чем у Пушкина. Но это только актуализирует тему фортуны, непредсказуемости, уязвимости человеческой души.
В постановке не акцентируется трагизм происходящего. Скорее, наоборот, благодаря удачному музыкальному решению Александра Чевского, привнесена слегка увеселительная нотка. Герои поют (педагог по вокалу Илона Старынина) и танцуют (хореограф Рамуне Ходоркайте). Их на протяжении всего действа сопровождает фортепианный квартет. Звучат романсы Михаила Глинки и Петра Булахова на стихи Александра Пушкина и Дениса Давыдова, а также дуэт Лизы и Полины из одноимённой оперы Петра Чайковского. Классические вальсы и мазурки гармонично сочетаются с современной хореографией.


Вместе с тем сценография Натальи Авдониной и световое решение Сергея Скорнецкого погружают во мрак мистического Петербурга. Этому способствуют и костюмы Вадима Андреева, которые переносят зрителя в пушкинскую эпоху без малейшего намёка на современность.
Всё действие строится вокруг старой графини и пресловутого секрета трёх карт, разрушившего жизнь военного инженера Германна (Станислав Бондаренко), которого одолели азарт и одержимость. Правда, заключительный страстный танец Германна и Лизы (Ксения Комарова) оставляют небольшую надежду на то, что их несостоявшаяся любовь не угасла.
Вместе с образом старой графини представлен и образ молодой Томской (Ксения Хаирова), вызывающей недоумение из-за своей легковесности и бесшабашности.


В дополнение к сюжету за кулисами голосом Анны Федотовны звучат стихи Пушкина, как будто в виде разъяснения, и это ещё больше заставляет задуматься о неизбежности наказания за свои прегрешения:
Не для житейского волненья,
Не для корысти, не для битв.
Мы рождены для вдохновенья,
Для звуков сладких и молитв.
Примечательно, что постановка осуществлена в год 100-летия театра, где в разные годы блистали Любовь Орлова, Вера Марецкая, Фаина Раневская, Ростислав Плятт, Леонид Марков…


После премьеры в краткой беседе с корреспондентом нашего издания постановщик спектакля выразил надежду, что спектакль удастся привезти на гастроли в Петербург, где ранее с успехом была представлена публике предыдущая постановка Игоря Яцко – комедия Александра Островского «Волки и овцы» тоже с Валентиной Талызиной, исполнившей роль Меропии Давыдовны Мурзавецкой.
Константин Глушенков
фото Елены Лапиной

Ваш отзыв

Ваш отзыв