Музей политической истории России передает на реставрацию портрет Николая I

Огромное полотно размером 4,5 х 3 метра с изображением императора было раскатано в Атриуме в главном здании учреждения. Затем картину вновь накатали на специальный транспортировочный вал и погрузили в автомобиль для последующей перевозки к месту реставрационных работ.

Фото Владимира Желтова

Картину в 1856 году заказал император Александр II в память о своем отце у прусского художника Франца Крюгера портрет Николая I на коне.
Франц Крюгер (1797 – 1857) был членом Прусской Академии искусств и почетным членом Петербургской (Императорской) академии художеств. В силу своего таланта он нередко получал заказы от правящих домов и Королевства Пруссия, и Российской империи, считался придворным живописцем короля Фридриха Вильгельма III. Ранее в 1937 году он стал автором портрета Александра I для Военной галереи Зимнего дворца. Конный портрет Николая I стал последней работой выдающегося художника для русского Высочайшего Двора. Мастер писал ее в Берлине.

Фото Владимира Желтова

Картина ценна историческими деталями. Император, который с детства являлся августейшим шефом Конного лейб-гвардии полка, восседает на полотне именно на вороном коне: подобных отбирали для этого кавалерийского подразделения императорской гвардии. На Николае белый парадный мундир полка и блестящий шлем с золотистой кирасой.

Фото Владимира Желтова

На заднем плане открывается вид на набережную Невы с Васильевского острова. Интересны особенности представленного фона. Так, слева на полотне виднеется Исаакиевский собор, который на момент создания полотна переживал заключительный этап строительства и оформления. Именно французскому архитектору Огюсту Монферрану было доверено создание рамы для парадного конного портрета. В правой части картины виднеется церковь Благовещения Пресвятой Богородицы: этот православный храм, ныне утраченный, прежде занимал видное место на Благовещенской площади, которая ныне носит название площади Труда.
На картине читается подпись автора: «F. Krüger pxt. 1856». Однако в месте нанесения подписи видны механические повреждения красочной поверхности, позволяющие предположить, что авторство пытались скрыть.
О судьбе картины
Выдающееся произведение было выставлено в Зимнем дворце, в Большом Мраморном зале, впоследствии названном Николаевским. С 1919 года там размещалась экспозиция Государственного музея Революции (ныне Государственного музея политической истории России). Точных данных нет, но предположительно в период с 1919 до 1924 года полотно было снято с подрамника и намотано на вал вместе с другими работами. В 1929-1930 годах оно было внесено в старую учетную книгу внутри единой групповой записи. Портрет Николая I значился там как «работа неизвестного художника».

Фото Владимира Желтова

Более века парадный конный портрет императора считался утраченным. По словам генерального директора ГМПИР С. Е. Рыбакова, в коллекции музея хранится около 300 живописных полотен, большинство из которых хорошо исследованы. Однако этой картине была уготована иная судьба. В 2023 году в ГМПИР началась масштабная инвентаризация фондов, и в 2024 году парадный портрет Николая I был обнаружен и идентифицирован, удалось установить личность художника. Оригинальная мраморная монферрановская рама утрачена, однако предполагается, что в ходе реставрационных работ она будет воссоздана с нуля.

Фото Владимира Желтова

Потерянный и обнаруженный портрет Николая I уезжает на реставрацию

Музей политической истории России передает на реставрацию созданный в 1856 году парадный конный портрет Николая I, неожиданно найденный в фондах ГМПИР прошлой осенью. Предполагается, что процесс восстановления первоначального облика выдающегося произведения Франца Крюгера может занять до полутора лет.

Фото Владимира Желтова

На мероприятии в Музее политической истории России присутствовали
— генеральный директор ГМПИР РЫБАКОВ Сергей Евгеньевич;
— главный хранитель музея БОРОДИНА Екатерина Игоревна;
— заведующий реставрационной мастерской ИЛЮХИНА Алла Ивановна;
— хранитель музейной коллекции КОСТИНА Екатерина Николаевна.

Фото репортаж Владимира Желтова

Ваш отзыв

Ваш отзыв