МИХАЙЛОВСКИЙ ТЕАТР

МИХАЙЛОВСКИЙ ТЕАТР 

сердце светской жизни Санкт-Петербурга, в 2013 году празднует 180-летие.  Старейший театр России можно сравнить с гигантским деревом, на срезе ствола, которого каждое кольцо ознаменовывает собой прожитый год.  Двух вековая линия жизни Малого оперного театра полна высоких взлетов, мучительных лет застоя, долгих зим, но всегда с неминуемой яркой, живой весной. 

С самого начала театр встретил серьезные трудности. Ансамбль площади Искусств, построенный по проектам Карла Росси, имел к тому времени законченный вид, благоухая прекрасным садом, где только особенный цветок, не стал бы казаться сорняком. Именно им, особенным, оказался Михайловский театр.

Александр Брюллов, рукой опытного садовника, взрастил новый побег, который не отбрасывал тени вокруг себя, не нарушал архитектурного ансамбля площади. О том, что за скромным фасадом скрывается театр, можно догадаться лишь по крыше, где за куполом над зрительным залом видна высокая коробка сцены. Внутренние интерьеры театра великолепны: это серебро и бархат, искусная живопись и лепнина, редкие хрусталь и зеркала, и как квинтэссенция люди, принявшие труд пастырей культуры и фей искусства.

 Впервые двери театра распахнулись 8 ноября 1833 года, в числе первых зрителей была и императорская семья. Великий князь Михаил, сын убиенного императора ПавлаI, избрал театр в качестве своей резиденции, именно тогда за театром и закрепилось «Михайловский».

Театр быстро снискал славу самого светского места Петербурга. «Михайловский» рос подобно молодому древо, буйно, быстро и размашисто. Уже в 1859 году в результате реконструкции Альберта Кавоса была расширена сцена и на один ярус, увеличен зрительный зал, убранство театра дополнилось живописными плафонами, фигурами кариатид, придавших блеск порталу над авансценой.

До революции у «Михайловского» как таковой, постоянной труппы не было. В те буйные дни юности театра, отсутствовал и постоянный репертуар. Основным фантаном брызг, дававшим жизнь «Михайловскому», была французская драматическая труппа. Вплоть до губительного 18-го года, оперетты Офенбаха цвели и распускались на площади Искусств

При новом режим большевиков, театру была отведена роль второго государственного оперного театра Петрограда. В последующие годы декретами и постановлениями театр менял одно название за другим, пока в 1926 году печать не увидела обкомовские буквы МАЛЕГОТ- Малый Академический Ленинградский госудаственный  оперный театр.

Несмотря на все трудности и злоключения судьбы, «Михайловский» развивался, создавая шедевры искусства, привлекая под свои кроны лучших творцов прекрасного.

В разные годы здесь работали Иоганн Штраус и Федор Шаляпин, Люсьен Грин и Матильда Кшесинская. Впервые была здесь была поставлена опера «Нос» Дмитрия Шестоковича. Два величайших гения и пророка России, Александр Сергеевич Пушкин и Лев Николаевич Толстой считали «Михайловский» своим любимейшим театром.

Материал подготовил

Михаил Гаврилин

 

 

Ваш отзыв