ЛЕКТОРИЙ МУЗЕЯ ФАБЕРЖЕ 2019
Музее Фаберже будут проходить лекции в рамках нового цикла
«История фотографии в России до Революции 1917 года».
На примере редких исторических фотографий ведущие историки и искусствоведы расскажут о том, как фотография пришла в Россию, о первых экспериментах, самых знаменитых фотографах того времени и первых фотоателье.
В Музее Фаберже лекции будут проходить каждую среду в 19:00.
Лекция №1: «У истоков русской фотографии»
Дата: 2 октября в 19:00
Автор: Елена Валентиновна Бархатова, искусствовед, историк фотографии, кандидат искусствоведения, заведующая отделом эстампов Российской национальной библиотеки, автор более пятидесяти научных публикаций, автор книги «Русская светопись. Первый век фотоискусства 1839—1914».
Кем были пионеры фотографии в России? Как были устроены первые петербургские и московские фотоателье? Что такое «карточки-визитки» и «кабинет-портреты»? Как проходила первая российская выставка фотографии? Какие художественные задачи пытались решить фотографы-художники и каким образом зародился феноменом массовой фотопродукции?
В ходе лекции слушатели совершат краткий экскурс к началам профессиональной и любительской фотографии в России и проследят за развитием этого увлекательного процесса вплоть до 1910-х годов.
На богатом иллюстративном материале будут рассмотрены ранние опыты петербургских академиков 1840-х годов и крупные фотопроекты 1870-х.
Елена Валентиновна Бархатова также расскажет о создании фотографических обществ, первой репортерской съемке и переходу от черно-белой фотографии к цветной.
Приобрести билет на Лекцию №1.
Лекция №2 «Городской и природный пейзаж в русской фотографии»
Дата: 9 октября в 19:00
Автор: Елена Валентиновна Бархатова, искусствовед, историк фотографии, кандидат искусствоведения, заведующая отделом эстампов Российской национальной библиотеки, автор более пятидесяти научных публикаций, автор книги «Русская светопись. Первый век фотоискусства 1839—1914».
Первой фотографией, которую в 1826 году сделал Нисефор Ньепс, был вид двора его дома, и можно сказать, что история фотография началась с вида города и именно с этого момента начинается развитие пейзажной фотографии, которая получила широкое распространение среди профессионалов и любителей. Русские фотографы-пейзажисты, поначалу сильно стесненные трудоемким технологическим процессом и благодаря его стремительному развитию, к 1880-м годам работали по всей России. Наравне с запечатленными новым способом природными красотами необыкновенной популярностью пользовались виды городов. Отдельные фотографии и целые альбом с видами городов считались модным подарком и объектом коллекционирования.
Пейзажное направление российской фотографии будет рассмотрено на примерах крымских видов Василия Сокорнова, работах Андрея Карелина, сотрудничавшего с Иваном Шишкиным, первых петербургских панорамах Джованни Бианки и Пьера-Амбураза Ришбура и видах пригородов Альфреда Лоренса и многих других.
Приобрести билет на Лекцию №2.
…………………………..
Торжественное заседание Всемирного клуба петербуржцев в Музее Фаберже
В Музее Фаберже (наб.реки Фонтанки, 21) состоялось Торжественное заседание Всемирного клуба петербуржцев, посвященное Дню рождения Санкт-Петербурга.
На Ассамблее 23 мая 2018 года собрались депутаты Законодательного собрания, представители Правительства Санкт-Петербурга, известные ученые и артисты, генеральные консулы зарубежных государств, руководители компаний, банков, издательств, музеев, библиотек.
По традиции, открыл Ассамблею Президент клуба М.Б.Пиотровский. «Главное, что движет нами – огромная любовь к родному городу. Любовь, со всеми её тревогами и надеждами. Это ощущение Великого города, возникшего там, где не строят городов, – города на болоте, которому предсказано погибнуть и который может утонуть в любой момент, если мы не будем о нем заботиться», — так Михаил Борисович определяет смысл существования и долгосрочные цели Всемирного клуба петербуржцев.
На Ассамблее Музей Фаберже был отмечен почетным дипломом и золотым «Знаком соответствия» объект, занесённый в «Белую книгу» Всемирного клуба петербуржцев. Музей Фаберже в Санкт-Петербурге открылся в 2013 году, став первым в современной России частным музеем федерального значения. Организация-учредитель музея – культурно-исторический фонд «Связь времен», основанный в 2004 году российским предпринимателем Виктором Вексельбергом в целях возвращения в Россию утраченных культурных ценностей. Михаил Борисович Пиотровский торжественно вручил Виктору Феликсовичу Вексельбергу почетный диплом за Музей Фаберже в номинации «Новая функция исторического объекта. Воссоздание/Реконструкция/Реставрация памятников архитектуры, истории и культуры»: за высокую гражданскую ответственность, проявленную при создании в Санкт-Петербурге объекта культуры нового типа.
На Ассамблее были представлены книги, вышедшие в серии «Библиотека Всемирного клуба петербуржцев» и объявлены новые члены клуба: Валентин Александрович Сарычев — доктор технических наук, профессор, заместитель генерального конструктора по науке ОАО НПП «Радар-ммс» и Дмитрий Витальевич Пальшин — исполнительный директор холдинга «Биоресурс». /По материалам PR службы Музея Фаберже/
ИСТОРИЯ ВЫСТАВОК
Музея Фаберже
Фрида Кало и Диего Ривера
«МОДИЛЬЯНИ, СУТИН И ДРУГИЕ ЛЕГЕНДЫ МОНПАРНАСА» В МУЗЕЕ ФАБЕРЖЕ
В Санкт-Петербурге в Музее Фаберже проходила выставка «Модильяни, Сутин и другие легенды Монпарнаса» . На пресс-конференции перед открытием выставки, директор музея Фаберже Владимир Воронченко, отметил, что выставка — это возможность петербургской публике увидеть картины в оригинале, подчеркнув тот факт, что «наш зритель не очень знаком с творчеством АмедеоМодильяни. В нашей стране Модильяни практически нет». А куратор выставки, Марк Рестеллини (Mark Restellini) выразил уверенность, что выставка «станет шоком и открытием для русской публики». В экспозиции представлена коллекция картин, собранная Йонасом Неттером в то времени, когда художники были молодыми и неизвестными. Тогда картины Модильяни, Сутина , Утрилло и других художников воспринимались публикой как скандальные и практически не покупались. Организаторы выставки оставляли вопросы о стоимости картин без ответа, но Владимир Воронченко назвал страховую стоимость коллекции, которая, по его словам «немного не дотягивает до $1 млрд». Первую экскурсию для представителей прессы провел Марк Рестеллини, историк искусства и один из самых значимых экспертов творчества Амедео Модильяни. На выставке представлены три портрета Жанны Эбютерн — музы художника, которая разделив все невзгоды с ним, покончила с собой на следующий день после его смерти. Редчайший портрет Йоноса Неттера кисти МоисеяКислинга, а также знаменитая работа Модильяни -«Девочка в голубом». В экспозиции, которая расположилась в трех залах Музея Фаберже, показаны картины близкого друга Модильяни — выходца из России Хаима Сутина, а также серия пейзажей Мориса Утрилло. Всего на выставке представлено более 120 произведений художников Парижской школы, составляющих ядро уникальной коллекции Йоноса Неттера. /Фото Калясиной Людмилы и Владимира Желтова 24.11.2017/
САЛЬВАДОР ДАЛИ. СЮРРЕАЛИСТ И КЛАССИК. МУЗЕЙ ФАБЕРЖЕ
В Музеe Фаберже в Санкт-Петербурге открылась выставка одного из самых известных художников ХХ века Сальвадора Дали, на которой представлены 150 произведений знаменитого сюрреалиста. Особый акцент сделан на осмыслении Сальвадором Дали наследия гениев итальянского Ренессанса — Микеланджело и Челлини. В Санкт-Петербурге впервые демонстрируется столь масштабная экспозиция живописных и графических работ Дали, предоставленных Фондом «Гала — Сальвадор Дали» в Фигерасе (Каталония, Испания), а также другими музейными и частными собраниями. Выставка позволяет проследить творческий путь художника, начиная со сделавших его знаменитым сюрреалистических работ 1930-х годов и заканчивая его обращениями к сюжетам классического европейского искусства в 1980-х годах.
На открытии выставки присутствовал губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко, который отметил, что открытие выставки Сальвадора Дали, одного из самых ярких и неординарных художников 20-го века – большое событие для Санкт-Петербурга. В пресс-конференции, посвященной
открытию выставки участвовали: Константин Сухенко — председатель Комитета по культуре; Владимир Воронченко директор Музея Фаберже; председатель правления фонда «Связь Времен» Жоан Мануэл Севильяно; управляющий директор Фонда «Гала-Сальвадор Дали» Кристофер Форбс ; член Попечительского совета Музея Фаберже Томас Клемент Саломон; координатор по научной работе компании «Модно Мостре»; Ирене Сивил, Директор Отдела хранения и реставрации Фонда «Гала-Сальвадор Дали»./ Фоторепортаж Калясиной Людмилы, 30.04.2017/
На выставке представлена одна из самых интересных работ этого периода – «Пейзаж с загадочными элементами» (1934) – недавнее и рекордно дорогое приобретение Фонда «Гала-Сальвадор Дали», она была куплена у частного коллекционера в 2011 году. В этом произведении Дали оригинально цитирует знаменитый шедевр «Искусство живописи» Вермеера. Личностью и творчеством. На выставке будут представлены живописные произведения, выполненные Сальвадором Дали в начале 1980-х годов и посвященные другому великому мастеру Ренессанса – Микеланджело Буонаротти. Работая с сюжетами Микеланджело, Дали проявляет огромное уважение к традиции и прошлому, но в то же время не скрывает своего стремления превзойти их путем постоянного новаторства и погружения в современность. Несколько из этих произведений впервые были продемонстрированы публике только в прошлом году на тематической выставке в Италии, а в Россию приедут впервые. Эти работы приоткрывают завесу над малоизученными последними годами жизни Дали. Смерть его единственной и горячо любимой жены и музы Галы (Елены Дьяконовой) в июне 1982 года становится для него сильным ударом и заставляет все чаще задумываться о потусторонней жизни. Дали испытывает страстный интерес к теме бессмертия и пишет целый ряд работ, в которых интерпретирует классические образы Микеланджело с все той же, свойственной ему неудержимой фантазией. В знаменитой работе «Геологическое Эхо. Пьета» (1982) Дали встраивает фигуры Девы Марии и Христа в скалистый пейзаж залива Кадакеса, как будто пытаясь найти божественное в земном. А в своеобразном художественном завещании «По мотивам «Головы Джулиано Медичи» Микеланджело» (1982) художник объединяет все характерные для него на разных этапах символы и приемы – красоту классического профиля, загадочный, сюрреалистичный, наполненный странными фигурами пейзаж, использует эффект оптической иллюзии, словно подводя итог своих творческих исканий. Он также создает целую серию работ, в которой образы «Гробницы Медичи», украшающие капеллу династии главных покровителей Ренессанса, становятся величественным мемориалом для Галы и него самого и даруют им бессмертие, хотя бы в измерении мирового искусства.
Выставка организована Культурно-историческим фондом «Связь времен» и Музеем Фаберже (Россия) в партнерстве с Фондом «Гала – Сальвадор Дали» (Каталония, Испания). Координатором выставки. Выставка продлится с 1 апреля по 2 июля 2017 года. В период работы выставки Музей Фаберже открыт ежедневно, без выходных, с 10-00 до 20-45
Постоянные выставки в музее Фаберже
Ювелирные производства Фаберже не знали себе равных в Европе. В фонде Президентской библиотеки имеется книга Татьяны Мунтян «Фаберже: ювелир Романовых», которая раскрывает причины мирового признания ювелирной фирмы Карла Фаберже. Имя его неотделимо от образа императорских дворов России и Европы конца XIX – начала XX столетия. Императоры Александр III и Николай II часто и довольно успешно использовали изделия мастера для укрепления политических, экономических и военных связей. Начало деятельности фирмы Фаберже относится к 1842 году, когда купец 2-й гильдии Густав Фаберже открыл в Адмиралтейской части Петербурга скромный магазин с мастерской золотых и бриллиантовых вещей. По происхождению Фаберже были французскими протестантами (гугенотами), переселившимися сначала в Германию, а затем обосновавшимися в Лифляндии. Как и многие ювелиры того времени, Густав Фаберже устремился в ювелирную Мекку империи – город Санкт-Петербург. Здесь и родился его сын Петер Карл (1846 -1920), при котором фирма снискала заслуженную мировую славу и популярность, став мощным торгово-промышленным предприятием «по производству ювелирных, серебряных и других изделий из металлов и камня». Роскошные пасхальные яйца составляют самую малую часть того, что фирма создала за все время своего существования. Но когда мы говорим «Фаберже», то воображение прежде всего рисует эти блистательные произведения, созданию которых великий ювелир посвятил более тридцати лет своей жизни. Особое признание ценителей отдано яйцам «Созвездие цесаревича» и «Коронационное» – с миниатюрной каретой внутри. Описание столь роскошного яйца в счете было лаконичным: «Яйцо желтой эмали и карета». Указана цена: 5500 рублей. Яйцо «Коронационное» напоминало императрице Александре Федоровне о великом событии, когда она вступила «в мистический брак с Россией», как написано в книге А. Боханова «Николай II». Первоначально Петер Карл «состоял при семействе и капитале отца своего», а в 1872 году возглавил дело. Благодаря тонкому художественному вкусу и поразительной энергии Карла Фаберже кампания стала крупнейшим ювелирным предприятием в России с большим штатом мастеров и художников (более пятисот человек), с современным технологическим оборудованием. Фирма имела филиалы в Москве, Одессе, Киеве и Лондоне. В книге И. Зимина и А. Соколова «Ювелирные сокровища Российского императорского двора», которая также находится в фонде Президентской библиотеки, рассказывается о деятельности заграничных представительств российской ювелирной фирмы: «В доле частных заказов, поступавших непосредственно от членов императорской семьи, значительное место занимали подарки для европейской родни. …Например, при подготовке поездки императрицы Марии Федоровны в Данию взяли вещей на 4464 руб.: трех слонов, гриб, две чашки с орлами». Деньги по тем временам были немалые. Основное ювелирное производство, главный магазин и контора помещались в собственном доме Карла Фаберже, построенным в 1900 году в аристократическом районе Петербурга, на Большой Морской улице по проекту архитектора Карла Шмидта. В доме был установлен сейф-лифт, в нем товар из мастерских доставляли в торговые залы на первом этаже. У Фаберже хранили свои драгоценности многие представители петербургской элиты, например прима-балерина Мариинского театра Матильда Кшесинская. В оставленной ею книге, цитируемой в рассматриваемом издании, Кшесинская рассказывает, что она не брала с собой украшения в зарубежные турне: фирма страховала их и сама переправляла за рубеж. Прибыв за границу, Кшесинская называла по телефону только номер вещи (в целях конспирации), и агент-детектив привозил нужную драгоценность в отель или театр, оставаясь при этом весь вечер поблизости. В 1885 году Карлу Фаберже было разрешено именоваться Поставщиком Высочайшего двора, а через пять лет ему пожаловали звание Оценщика Кабинета Его Императорского Величества – Фаберже стали приглашать во дворцы для точного определения достоинства, качества и ценности камней. По общему мнению, именно золотосеребряное и ювелирное дело, которое Фаберже столь достойно представлял на родине и за рубежом, было той областью промышленности, в которой русские не знали себе равных в Европе. Наибольшую ценность в собрании «МУЗЕЯ ФАБЕРЖЕ» представляют девять императорских пасхальных яиц, созданных Фаберже для двух последних русских императоров Александра III и Николая II. В то же время в нем достойно представлены все направления, в которых работала фирма Фаберже: фантазийные предметы всех разновидностей, ювелирные украшения, драгоценная галантерея, столовое серебро, интерьерные и культовые предметы.
ЖИВОПИСЬ ФРИДЫ КАЛО В МУЗЕЕ ФАБЕРЖЕ
В музее Фаберже открылась выставка «Фрида Кало. Живопись и графика из собрания Мексики». Художественное наследие Фриды Кало невелико — всего около 250-ти работ, считая рисунки. Рассказывая о выставке, директор музея Фаберже Владимир Сергеевич Воронченко подчеркнул, что на выставке представлены 35 произведений, большая часть которых важна для представления о Фриде как о художнике. «Портрет Алисии Галант» и «Портрет Доньи РоситыМорильо» Фрида считала своими лучшими произведениями. Для России — это первая выставка, первая возможность для зрителей увидеть большое количество оригиналов, проследить творческий путь художника. Фрида Кало входит в пятерку самых известных художников Латинской Америки. В России она практически неизвестна в оригиналах. В музее Фаберже представлены живопись, рисунки, литографии и более ста фотографий, освещающие разные периоды жизни художника. Экспонаты для выставки представлены из собраний Музея Долорес Олмедо, галереи «Arvil» и частной коллекции Хуана Коронеля Риверы, внука Диего Риверы. Выставка продлится с 3 февраля по 30 апреля 2016 года./Фоторепортаж Елены Флеровой 2 февраля 2016 года./
Возвращённая история
В Музее Фаберже 17.02.2015 состоялась торжественная церемония передачи уникальных материалов из личного архива князя Феликса Юсупова в дар Государственному архиву Российской Федерации. О материалах, приобретённых фондом Виктора Вексельберга «Связь времён» на аукционе в Париже, не знали даже ученые. Наибольшую историческую ценность представляет молитвенник императрицы Марии Федоровны. Она получила его в подарок от матери королевы Луизы Датской и не расставалась с ним до конца жизни. Поля молитвенника испещрены заметками. Именно их и хотят расшифровать историки в первую очередь. В церемонии передачи архива приняли участие председатель Попечительского совета Музея Фаберже, Председатель Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации С.Е. Нарышкин, министр культуры Российской Федерации В. Р. Мединский, основатель фонда «Связь времён» В. Ф. Вексельберг, руководитель Федерального архивного агентства РФ А. Н. Артизов, директор Музея Фаберже В. С. Воронченко.
Выставка «Возвращённая история. Материалы из архива семьи Юсуповых», доступна всем посетителям Музея Фаберже с 15 февраля по 29 марта 2015 года.
Фаберже в Шуваловском дворце
В Петербурге в Шуваловском дворце 20.11.2013 открылся первый в России частный музей Фаберже. Основа экспозиции — девять знаменитых императорских пасхальных яиц работы Карла Фаберже. В церемонии открытия приняли участие Председатель Правительства России Дмитрий Медведев, губернатор Санкт-Петербурга Георгий Полтавченко, председатель Попечительского совета культурно-исторического фонда «Связь времен» Виктор Вексельберг — основатель музея. Георгий Полтавченко подчеркнул, что Петербург получил бесценный дар – «уникальный музей с уникальным наполнением и в уникальном обрамлении». Как сообщает пресс-служба администрации Санкт-Петербурга, губернатор поблагодарил Виктора Вексельберга за этот замечательный подарок и вручил ему свидетельство о государственной регистрации некоммерческой организации «Частное учреждение «МУЗЕЙ ФАБЕРЖЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГ».