«Линия Рафаэля. 1520-2020», приуроченная к 500-летию со дня смерти Рафаэля Санти (1483–1520)

10 декабря 2020 года, в Дни Эрмитажа, в залах Невской парадной анфилады Зимнего дворца открывается выставка «Линия Рафаэля. 1520-2020», приуроченная к 500-летию со дня смерти Рафаэля Санти (1483–1520) и посвященная феномену его влияния на европейское искусство с XVI века и до наших дней.

Рафаэль – самый влиятельный художник Нового времени. Чем вызвана его слава? Что значило его имя в ту или иную историческую эпоху и что значит теперь? Выставка в Эрмитаже — попытка ответить на эти вопросы и взглянуть на искусство последних 500 лет сквозь призму влияния Рафаэля.

В качестве центральной метафоры выставки выбрана линия – воплощение взаимосвязи, традиции, диалога. Эта линия соединит воедино произведения Рафаэля, Джулио Романо, Пармиджанино, Пуссена, Рубенса, Менгса, Иванова, Венецианова, Энгра, Коро и Пикассо – и далее, вплоть до художников наших дней. Параллели и подчас неожиданные сопоставления европейских и русских школ построены не только на хрестоматийных произведениях великого Урбинца и знаменитых наследников, но и на менее известных работах из фондов Эрмитажа, показанных впервые. Череда последователей Рафаэля, связанных узами художественной преемственности, уподоблена генеалогической линии – веренице потомков, восходящих к одному родоначальнику. Воспринять ее как целое, попытаться понять значение не только в искусстве, но и во всей европейской культуре – одна из задач выставки.

Жанр выставки определяется как «выставка-диалог»: произведения художников пяти веков рассматриваются в сопоставлении с искусством Рафаэля.

В масштабную экспозицию вошло более 300 предметов живописи, графики, скульптуры и прикладного искусства из коллекций Эрмитажа и двенадцати собраний России и Западной Европы. Среди них – как знаменитые шедевры, так и ранее неизвестные работы.

Десятки произведений живописи и графики впервые покидают фонды музея и демонстрируются публике, а целый ряд экспонатов выставляется после кропотливой реставрации в мастерских Эрмитажа.

Главная премьера выставки – восемь монументальных фресок школы Рафаэля из собрания Эрмитажа, которые впервые предстанут публике после начатой в 2015 году реставрации, открывшей подлинную авторскую живопись. Некоторые фрески еще не подвергались реставрации, другие – находятся в процессе раскрытия, работа над третьими практически завершена. Все они станут частью экспозиции: впервые в истории музея зрителям дается возможность наблюдать за разными стадиями возрождения памятника как за неким таинством, которое никогда не демонстрируется публике.

Фрески украшали лоджию виллы Стати-Маттеи на Палатинском холме в Риме и были созданы художниками мастерской Рафаэля вскоре после смерти мастера в 1520 году под руководством его любимого ученика и наследника Джулио Романо. Именно руке Джулио Романо принадлежит единственный сохранившийся фрагмент оригинального картона к одной из фресок лоджии – «Венера и Адонис».

Выставка «Линия Рафаэля. 1520-2020» включена в маршрут № 2 по Главному музейному комплексу. Также выставку можно посетить по отдельным билетам: утренние сеансы проходят ежедневно, кроме понедельника в 10.00; вечерние — в 18.00 по вторникам, четвергам и воскресеньям, а также в 19.00 по средам, пятницам и субботам. Продолжительность сеанса 1 час, стоимость билета на выставку составляет 300 рублей

Кураторы выставки – Зоя Владимировна Купцова и Василий Михайлович Успенский, научные сотрудники Отдела западноевропейского изобразительного искусства Государственного Эрмитажа.

По материалам выставки подготовлено научно-популярное издание «Линия Рафаэля. 1520–2020» (издательство «АртВолхонка», Москва). Автор текста – В. М. Успенский

Выставка организована Государственным Эрмитажем при участии Британского музея, Музея Альбертина, Лондонской Национальной галереи, Государственного Русского музея, Государственного музея изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Государственной

Третьяковской галереи, Государственным музеем-заповедником «Царское Село», Нижнетагильского музея изобразительных искусств, Собрания икон при поддержке Фонда Андрея Первозванного, частных коллекционеров.

Ваш отзыв

Ваш отзыв