Театральный музей (Зодчего Росси, 2А) открывает для посетителей 21 ноября выставку «Казус Мейерхольда, или «Ревизора» хочется всегда», подготовленную Санкт-Петербургским музеем театрального и музыкального искусства совместно с Бахрушинским театральным музеем и Международным фестивалем искусств «Дягилев P.S.» к 150-летию со дня рождения выдающегося театрального режиссера ХХ века В. Э. Мейерхольда. Для посетителей выставка начнет работу с 21 ноября. Генеральным спонсором выставки выступает банк ВТБ.
Идею выставочного проекта подала фраза Мейерхольда, оставленная им в 1915 году в визитном альбоме основателя петербургского Театрального музея, коллекционера и мецената Левкия Жевержеева: «Город Петра — только он, только его воздух, его камни, его каналы способны создать таких людей, с таким влечением к строительству… Жить и умереть в Петербурге! Какое счастье!». Этот автограф приобрел спустя годы пророческий, почти мистический смысл. Из противоречивой личности основателя Петербурга Мейерхольд выделил аспект «строителя чудотворного». Сам Мейерхольд всю жизнь создавал свой театр — и вошел в историю как строитель театра будущего, авангардист и новатор. По трагическому совпадению, именно в Петербурге, воплотившем для Мейерхольда образ счастья, оборвался его режиссерский путь: здесь он был арестован и на свободу уже не вышел.
«Мы не ставили целью охватить весь творческий путь Мейерхольда, показать его развитие и все созданные им спектакли, — говорит руководитель проекта Наталья Метелица. — Наследие мастера настолько масштабно и многопланово, что в рамках нашей выставки такая задача представляется невыполнимой. Проект в Театральном музее предлагает посетителям другой ракурс: мы придумали выставку-пазл, собирающую три важные для Мейерхольда темы — «Влечение к строительству», «Ревизор», «Петербург» — в гипотезу-размышление о феномене гоголевского «Ревизора» в творческой и личной судьбе мастера. Выставка задумана в формате музейного спектакля, где текст пьесы и ее воплощение — плод совместного творчества кураторов и дизайнера Юрия Сучкова. Вольное переплетение реплик героев «Ревизора» и жизненных реалий Гоголя и Мейерхольда позволяет взглянуть на их судьбы в другом ракурсе, отличном от постоянной экспозиции и выставок музея о творческом пути выдающегося режиссера».
Премьера «Ревизора», одного из лучших спектаклей мастера, состоялась в 1926 году в Москве, в Театре им. Мейерхольда, но замысел спектакля начал складываться у режиссера еще в символистский период в Петербурге.
Художественное решение выставочного пространства как стройплощадки напоминает о несбывшейся мечте Мейерхольда: возведении нового здания ГосТИМа. Оно задумывалось Мейерхольдом как театр будущего, грандиозное сооружение невиданных технических и театральных возможностей. «Творческую башню» своего театра Мейерхольд хотел украсить мозаичными фризами по мотивам «Ревизора». Новаторскому замыслу не суждено было сбыться: театр закрыли, стройку остановили. Шесть мозаик, чудом сохранившиеся в Мозаичной мастерской при Российской академии художеств, впервые будут показаны на выставке.
В рамках выставки запланирована дополнительная программа, в том числе автобусная экскурсия по мейерхольдовским адресам с участием актеров петербургских театров и спектакль «Театра в Театральном музее», посвященный В. Э. Мейерхольду.
КАЗУС МЕЙЕРХОЛЬДА, ИЛИ «РЕВИЗОРА» ХОЧЕТСЯ ВСЕГДА
21 НОЯБРЯ 2024 – 6 АПРЕЛЯ 2025
Театральный музей (Зодчего Росси, 2А)
Руководитель проекта – Наталья Метелица
Кураторы – Ирина Климовицкая, Наталья Метелица; Дизайнер – Юрий Сучков; Графический дизайнер – Наталья Арефьева; Медиахудожники – Анна Французова, Катарина Чокрлич.
/По материалам пресс-атташе Музея театрального и музыкального искусства — Екатерины Рыбас/