Каноническое православное церковное облачение из собрания Эрмитажа

Малая церковь Зимнего дворца принимает первых посетителей. Ее появление связано с именем императрица Анны Иоанновны, которая повелела архитектору Бартоломео Растрелли построить церковь. 19 октября 1735 года архиепископ Новгородский освятил Большую церковь во имя Сретения Господня.

Ее площадь по сохранившимся планам составляла около 460 квадратных метров.Она занимала площадь современных эрмитажных помещений: Малой церкви, Ротонды и Большой церковной лестницы.

Во время царствования Елизаветы Петровны площадь церкови была сокращена до современных размеров. При Николае I церковь получила статус собора.

После революциив помещении церки был открыт «Лекторий Рабочего Университета», разобран иконостас, сняты настенные образа Святителей Церкви.

В рамках нового использования помещения, в 1948 — 1949 годах в Малой церки проходили реставрационные работы, в ходе которых практически все элементы декора , напоминающие о былом назначении этого помещения, были удалены. Однако, как выяснилось позже, декоративное убранство Малой церкви не было уничтожено полностью. Реставраторы послевоенной поры сделали все возможное, чтобы сохранить для потомков оригинальную отделку. Во время реставрации 2017 — 2019 годов обнаружилась поразительная, часто неожиданная даже для опытных мастеров сохранность исторического декора церковного интерьера. Бережно, слой за слоем, удаляя с поверхности стен и архитектурных деталей белую и бронзовую коаску, реставраторы открыли первоначальную яркую и теплую палитру и благородной блеск старого золота.

В отреставрированном помещении Малой церкви Зимнего дворцы 5 мая была открыта выставк «Православные облачения XVII — начала XX века в собрании Эрмитажа.
Православные церкрвные обачения — самостоятельная и обособленная группа памятников в собрании Эрмитажа. Хранологически экспонаты выставки относятся к XVII — начала XX векам и показывают разнообразие приемов отделки церковной одежды.

По преданию, особые облачения ждя совершения богослужений в христианской церкви появились уже во времена апостолов, учеников Христаю. Церковные облачения различны для всех степеней священства:дьяконов, священников и епископов. Каждая деталь облачений наделена особым сиволическим значением и несет свою смысловую нагрузку.
Символический образ хитона Господа считается стихарь. На выставке представлен представлен стихарь из бордового бархата с вышивкой «Коронование Богоматери».

Для создания облачений использовались привозные восточные и западноевропейскик ткани, которые украшаливышивками и , золотым шитьем и нередко драгоценными камнями и металлами.

IMG_20210504_134529

Большой интересе представляют предметы облачения, рассказывающие о великолепии богослужений, совершаемых во время торжеств, связанных с российским императорским домом.
Одним из подобных памятников явлчется митра из золотой парчи (1840-е годы), украшенная жемчугом.

IMG_20210504_135648

Вероятно именно она была возложена на голову протопресвитера Иоанна Янышева во время венчания будущего императора Николая II b великой княжны Александры Федоровны. Это торжественное событие изображено на картине из эрмитажного собрания — «Венчание Николая II и великой еняжны Александры Федоровны 14 (26) ноября 1894 года»91895) кисти датского живописца Л.-Р. Туксена. представленной на выставке.

Отдельное место на выставке занимают иконы. Свойственная исполнению иконописных образов каноничность обусловила сохранение в изображених древних черт. запечатлевших. не только особенности ликов, но также облачения святых.

В таком составе выставка будет представлена до сентября 2021 года.
5 мая 2021 года. Эрмитаж.

Ваш отзыв

Ваш отзыв