Элизабет-Луиз Виже-Лебрен (1755–1842) – одна из самых известных женщин-художниц в истории. Она была дочерью художника и вышла замуж за торговца произведениями искусства. Уже в 24 года Виже-Лебрен была приглашена в Версаль и стала придворной портретисткой Марии-Антуанетты.
После революции 1789 года художница покинула Францию и много путешествовала. Несколько лет Элизабет провела и в Санкт-Петербурге. В «Автопортрете» художница изобразила себя за созданием портрета супруги Александра I императрицы Елизаветы Алексеевны.
Ангелика Кауфманн (1741–1807) – художница немецкого происхождения, которую называли «художницей граций», «матерью всех художников». Она была единственной женщиной среди членов-основателей Королевской Академии в Лондоне, а также членом Академии Св. Луки в Риме. Кауфманн дружила с Антонио Кановой и Гете, ее римский дом был своего рода художественным салоном. Среди заказчиков Ангелики – князь Юсупов и Екатерина II.
Сам Гавриил Державин посвятил художнице стихотворение:
Живописица преславна,
Кауфман, подруга Муз!
Если в кисть твою влиянна
Свыше живость, чувство, вкус,
И, списав Данаев древних
Нам богинь и красных жен,
Пережить в своих бесценных
Ты могла картинах тлен…
О женщинах-художницах рассказывает «Эрмитажная газета». Камерные и интимные работы Маргерит Жерар, ученицы Фрагонара, показывают быт и атмосферу того времени. Самая известная из её эрмитажных картин — «Первые шаги» (около 1788 г.), где можно увидетьто плетёное устройство, препятствующее падению малыша, необходимое для мам, воспитывающих малышей. На её картинах и мамы того времени поазаны в необычном ракурсе: они поют колыбельные под гитару…
/По материалам «Официальной газеты государственного Эрмитажа»/