Нынешний сезон в Александринском театре проходит под знаком 150-летия со дня рождения выдающегося режиссёра Всеволода Мейерхольда.
Юбилейная программа получила название «Мейерхольдоведение». В ноябре прошлого года прошёл фестиваль YAZZ M. Неслучайно празднование началось с джазовой музыки. Ведь Всеволод Эмильевич любил этот вид музыкального искусства и даже выделил в 1924 году деньги на создание джаз-бэнда Валентина Парнаха, первого джазового коллектива в СССР.
Вообще, Мейерхольд был экспериментатором в разных направлениях. В частности, в 1908 году создал Театр-кабаре «Лукоморье». Поэтому одним из участников нынешнего Мейерхольд-марафона стал бар-кабаре «Шум», где 8 февраля пройдёт премьера спектакля «Доктор Дапертутто» по мотивам пьес Александра Блока, Карло Гоцци и Артура Шницлера в постановке Павла Михайлова.
5 февраля в Царском фойе Александринского театра открылась выставка «Александринский театр. Петербургский дом Мейерхольда», на которой представлены архивные материалы и костюмы из спектаклей мастера.
В юбилейной программе – научно-практическая конференция «Мейерхольд и русский театр», лекции, экскурсии, перфомансы. Завершится мейерхольдоведение в мае, когда пройдёт фестиваль, посвящённый одиннадцатому дню рождения Новой сцены Александринского театра, носящей с 2022 года имя Всеволода Мейерхольда.
Центральным событием Мейерхольд-марафона станет премьера 9, 10 и 11 февраля на Новой сцене спектакля «Мейерхольд. Чужой театр» в постановке художественного руководителя Александринского театра Валерия Фокина.
Драматургической основой постановки, как ни странно, послужили стенограмма трёхдневного (!) собрания Государственного театра имени Мейерхольда с обсуждением и осуждением режиссёра от 22 декабря 1937 года после публикации в газете «Правда» статьи Платона Керженцева «Чужой театр».
С той статьи началось уничтожение не только театра Мейерхольда, вскоре закрытого, но и самого мастера, ставшего жертвой массовых репрессий.
В документально-фантазийном спектакле сочетаются реальные высказывания и претензии со стороны работников театра с воспоминаниями о репетициях и с фантазиями Всеволода Эмильевича, которые затрагивают извечные вопросы о взаимоотношениях художника и общества.
– Мне хотелось не просто в очередной раз поговорить о величии Мейерхольда, но и понять, как и почему этот грандиозный творческий путь заканчивается, оказывается чужим, – сказал Валерий Фокин на предпремьерной пресс-конференции в пресс-центре информационного агентства «ТАСС».
Художником-постановщиком спектакля стал Алексей Трегубов. В главной роли – Владимир Кошевой.
Константин Глушенков
фото из архива Александринского театра